Вместо 8 марта лучше поздравлять женщин с Днем жен-мироносиц, заявил изданию «Абзац» настоятель подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры в Пересвете протоиерей Константин Харитонов.
«Христос женщину возвеличил. До христианства она находилась в некотором уничижении, и именно христианство поставило женщину на высокий уровень», — заявил Харитонов
8 марта, по его мнению, это «празднование женской эмансипации, так называемой свободы».
«Мы Божью Матерь ведь почитаем. Поэтому для нас праздник жен-мироносиц — это призыв равняться на Богородицу, на святых жен. А 8 Марта — это равнение на кого? На Клару Цеткин?»
Замглавы Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Вахтанг Кипшидзе заявил изданию «Подъем», что когда-то 8 марта был «элементом антихристианской идеологии, нацеленной на превращение женщины в обычного рабочего, без пола, без семьи и детей».
8 марта 2024 года клирик столичного храма Сорока Севастийских мучеников в Спасской слободе протоиерей Максим Первозванский заявил РИА Новости, что «на официальном уровне Русская церковь 8 Марта, если можно так сказать, не замечает». Он отметил, что в храмах в этот день, в отличие от 9 мая или 1 сентября, не служат молебнов из-за «революционного» происхождения праздника. Часть православных, по его словам, к 8 марта относится как к «празднику раскрепощенной, распущенной, “освобожденной” от семейных и прочих обязанностей женщины».
«Они его игнорируют и призывают с ним не поздравлять, говорят об альтернативах, которые есть в церковном календаре, или вовсе утверждают, что практика специальных “мужских” и “женских” праздников в Церкви ни к чему», — рассказал Первозванский.
Также священник выступил с идеей на 23 февраля установить церковный праздник всех православных воинов, чтобы этот день превратился в «событие, у которого есть реальное духовное измерение».
Представители левой партии «Непокорившаяся Франция» (LFI) внесли в парламент законопроект, направленный на отмену понятия «супружеский долг» во французском праве.
В 2019 году «супружеский долг» повлиял на итог бракоразводного процесса, который рассматривали в Версале. Местные апелляционный суд принял решение в пользу мужа, требовавшего развод по вине своей жены на основании того, что она в течение нескольких лет не вступала с ним в сексуальные отношения.
Женщина подавала апелляцию, но ее отменили. В январе 2025 года Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) оправдал француженку и осудил юстицию страны.
«Суд не может признать, как предлагает правительство [Франции], что согласие на вступление в брак влечет за собой согласие на будущие сексуальные отношения. Такое оправдание могло бы лишить изнасилование в браке его предосудительного характера», — говорилось в заявлении инстанции.
Обвинения связаны с картинами из коллекции музея — на них поступили жалобы в силовые ведомства. К экс-директору есть претензии также у прокуратуры.
По данным Properm.ru, расследование начато из-за нескольких работ из коллекции музея. Как полагает следствие, Аллахвердиева понимала, что произведения могут оскорбить верующих, но все равно допустила их свободную демонстрацию, в том числе в открытом доступе на сайте музея. Силовые органы получили обращения от граждан на такие работы, как «Ангел с трубой» Сергея Горшкова, «Голубые города» Тани Аношиной, гравюре Константина Звездочетова Paradisi и другие. Они были выставлены в экспозиции музея впервые еще в 2011–2012 годах.
Состояние духовенства
Духовенство в 19 веке и накануне революции 1917 года находилось в системном кризисе. В период 1867-1891 гг. количество желающих учиться в семинария и прочих духовных заведения сократилось с 53 тысяч до 50 тысяч человек. В 1863 году семинаристам разрешили учиться в университетах, что привело к тому, что через десять лет 46% университетских студентов были бывшими семинаристами. Дети из священнических семей теряли интерес к пастырству и выбирали светские профессии, становясь инженерами, адвокатами и учеными. (собственно, один из драйверов Революции - запрет семинаристам переходить в университеты - тогда много ушедших семинаристов попало на улицы, Иосиф Джугашвили в том числе)
Также падал уровень образованности священнослужителей. В Пермской епархии процент священников с полным богословским образованием снизился с 80% (1900-е) до 30% (к 1917 году). Сельские священнослужители нищенствовали, в отличие от столичных и иерархов. Императрица Александра Федоровна отмечала малообразованность священников, которых знала лично.
Священник (в шляпе), Пермская губерния, 1910-е.
Отношение крестьян к священникам
Крестьяне составляли свыше 80% населения в Российской империи. Это было низшее сословие, и представители более высших сословий относились к крестьянам соответствующим образом.
Во время Революции 1905-1907 гг. со стороны крестьян наблюдались случаи притеснения духовенства. Чуть более чем за год с начала революции они убили 31 священника, разорили 12 церквей и 2 монастыря.
Представители духовенства в 1907 году писали:
"Духовенству нашему даже среди благочестивых и прежде смиренно покорных крестьян весьма нелегко живется. Там священнику не хотят совершенно платить за требы, тут оскорбляют его всячески. Тут приходится закрывать церковь и причт переводить в другой приход, потому что крестьяне решительно отказались содержать свой причт; есть еще прискорбные факты - это случаи убийств, сожжения священников, случаи различных грубых издевательств над ними".
Из журнала "Христианин", 1907 год, выпуск 1.
Среди крестьян распространялось представление, что духовенство является эксплуататорским классом, который специально удерживает трудящихся в невежестве, угнетении и нищете.
Крестьян смущал вопрос о церковно-монастырских землевладении. В период первой революции крестьяне выступали против церкви как крупного землевладельца, который требует высокие поборы при совершении треб и таинств. Были случаи, когда священники отказывались венчать молодоженов за недоплату услуги. За исповедь требовали по 12 копеек с человека.
Также крестьянам не нравилось, что духовенство поддерживало помещиков в их правах на землю.
Однако именно поборы духовенства служили главной причиной недовольства крестьян:
"Священники только и живут поборами, берут… яйцами, шерстью и норовят как бы почаще с молебнами походить, и деньгами: умер - деньги, родился - деньги, исповедовался - деньги, женился - деньги, берет не сколько даешь, а сколько ему вздумается. А случается год голодный, он не станет ждать до хорошего года, а подавай ему последнее, а у самого 36 десятин (вместе с причтом) земли".
Революция 1905–1907 гг. в России. Документы и материалы. 1957 год.
Василий Перов, "Монастырская трапеза".
Священники В. Рюминский и М. Левитов в брошюрах времен первой революции писали, что разговоры о "народе-богоносце" не имеют ничего общего с реальностью:
"Ценность набожности крестьянства оказалась сомнительной, а его добрые сыновния отношения к священнослужителям скорее иллюзией, чем фактом. Эти отношения, не приближавшиеся никогда к идеальным, в последние годы обострились до крайней степени".
Появление духового лица в вагоне, наполненном простонародьем, для нашего брата истинное несчастие… В крестьянском сознании духовный сан и деньги настолько срослись, ассоциировались, что сделались почти синонимами.
Рюминский отмечал, что крестьяне, словно на базаре, торгуются со священниками при совершении церковных услуг.
Архиепископ Тихон (будущий патриарх) и император Николай, 1913 год.
Фольклорист Александр Афанасьев в собранных "Заветных сказках" отмечал, что самые непристойные сказки связаны со священниками, их женами и дочерьми. Сам Александр Пушкин в "Сказке о попе и его работнике Балде" подшучиваем не только над священником, но и над его семьей:
Попадья Балдой не нахвалится,
Поповна о Балде лишь и печалится,
Попенок зовет его тятей...
Рюминский видел причину нелюбви крестьян к духовенству в том, что священники постоянно потакали преступлениям властей. Рюминский призывал разорвать "нечестивый союз" власти и церкви.
Императрица Александра Федоровна отмечала, что духовенство не понимает ни церковно-государственных отношений, ни настоящей веры народа и его потребностей.
Хочу рассказать о своем земляке, художнике и скульпторе Сергее Горшкове. Акцент делаю на теме ангелов в его творчестве.
Воронежский художник Сергей Горшков (1958) занимается преимущественно деревянной скульптурой. Как говорит он сам, дерево привлекает не только тем, что это живой материал, но и своей доступностью и легкостью: «При работе с деревом отрубленное топором всегда можно прибить назад гвоздем». Художник известен далеко за пределами Воронежа, активно выставляется сам и выставляет других. Известный карикатурист Андрей Бильжо в последний свой визит в Воронеж говорил, что и не приехал бы, если бы не его друг Сергей Горшков. Часть работ мастера находится за рубежом.
Один из самых ярких и символичных проектов художника — ангелы, которых он делает из прикрепленных друг к другу досок и затем раскрашивает. Не очень-то похожие на канонические христианские изображения, они несут в себе огромный заряд позитива.
Пожалуй, наибольший резонанс ангелы Горшкова вызвали в Перми. Искусствоведы отметили аллюзии со знаменитой пермской деревянной скульптурой. Пермяки же с удовольствием включились в игру, обнаруживая ангелов то тут, то там по всему городу. Два года в центре Перми ангелы Сергея Горшкова «перелетали» с балкона на балкон, пока не прижились на крыше краеведческого музея.
20 деревянных ангелов и 20 деревянных цветов художник расставил по балконам пермских зданий
«В детстве бабушка Дуня рассказывала мне, что у каждого человека на одном плече сидит ангел, а на другом — бес. И все что мы делаем, они видят. Ангел помогает нам совершать хорошие поступки, а бес толкает к совершению пакостей. И если мы делаем что-то хорошее — ангел становится сильнее, а если делаем плохое — сильным становится бес. Изготовление ангелов стало для меня своеобразной повинностью, как будто это поможет исправить ошибки, совершенные когда-то, загладить перед кем-то свою вину. Будто бы, увеличивая армию деревянных, ярко раскрашенных фигурок, можно увеличить количество света и добра в этом и том мире. А самой естественной средой обитания для деревянных крылатых существ представляются заросли деревянных цветов. Цветы растут на земле, ангелы летают под облаками, а между ними течет река и несет нас из одного мира в другой»