УЙТИ ОТ ЗАВИСИМОСТИ
«В настоящее время в Россию завозится более семи миллионов доз спермы племенных быков из-за рубежа при поголовье племенных животных голштинской породы всего в десять миллионов животных», — отметил Кирилл Племяшов. Существующий уровень зависимости от импорта, по его оценке, критический. Генетический материал ввозится для улучшения продуктивности сельскохозяйственных животных. Самые успешные хозяйства Ленинградской области с высоким генетическим качеством животных получают по 15 тыс. литров в год на одну корову против 9 тыс. литров в год в хозяйствах, где к улучшению полезных хозяйственных признаков животных относятся с меньшей тщательностью. В итоге при одинаковом поголовье скота и равных трудозатратах и расходовании материальных средств прибыль различается в полтора раза.
Цены на картофель за 2024 год выросли почти на 92%, и это самый подорожавший продукт питания, стоимость которых фиксирует Росстат, сообщило агентство РБК со ссылкой на материалы ведомства. Это сильно контрастирует с итогом 2023 года, когда картофель, напротив, подешевел на 15,8%. Тогда был собран рекордный урожай — 8,6 млн т, и избыток продукции отразился на ценах.
Так что, столь значительное подорожание в 2024 году служит следствием низкой базы предыдущего года, пояснила РБК руководитель аппарата Картофельного союза Татьяна Губина. Она напомнила, что и в 2022 году картофель подешевел на 31,5%.
А в 2024-м сбор оценивается в 7,2 млн т, что соответствует средним показателям в предыдущие годы.
Ну да, собрали поменьше, но, как видим, ни неурожая, ни тем паче катастрофического недорода не было. Так зачем же цене так расти? Ведь «низкая база» позапрошлого года объясняет не более 1/5 роста цены.
Средняя цена за килограмм подорожавшего почти в два раза картофеля составила в минувшем декабре 56,9 руб. По сравнению с декабрем 2023 года, когда популярнейший продукт стоил около 28 руб. за 1 кг, да и вообще с ценами, к которым привыкли, разница весьма ощутима.
Как рассказала «Моноклю» управляющий партнер аналитического агентства ВМТ Консалт Екатерина Косарева. в снижении урожайности в 2024 года виноваты не только майские заморозки, когда привычный календарь посевов был нарушен, но и решение аграриев снизить посевные площади на порядка 10% — вследствие невысокой доходности с земли под картофелем.
Ну и дальше идут такие причины, как удорожание факторов себестоимости: сельхозтехники, дизтоплива, ФОТ.
Эксперт считает рост ценника на картофельном прилавке закономерным и говорит, что удалось избежать гораздо более сильного подорожания, так как в супермаркетах появилась египетская, белорусская и даже индийская картошка.
Но на этот раз дело дошло до борщевого набора и яблок, производство которых правительство с 2014 года стремится нарастить в целях снижения импортной зависимости (в том числе поэтому на указанные категории овощей и фруктов установлены пошлины от 3 до 13%). Теперь же, напротив, приходится стимулировать импорт.
Минсельхоз изменил условия кредитования, привязав ставку по льготным инвестиционным кредитам к ключевой ставке Центробанка. По приоритетным направлениям она составит 70% от ключевой, а для прочих — 50%. То есть при ключевой ставке в 21% льготные кредиты по приоритетным направлениям (селекция и генетика, молочное скотоводство, сезонно-полевые работы, а также строительство тепличных комплексов на Дальнем Востоке и в Калининградской области) составит 8,3%, для других направлений — 12,5%.
Программа льготного кредитования сельхозпроизводителей действует в России с 2017 года для создания новых предприятий, в основном в зависимых от импорта подотраслях АПК. По ней аграрии получали краткосрочные (до двух лет) и инвестиционные (до 15 лет) займы изначально по ставке до 5% годовых. На эти средства были построены сотни новых, современных предприятий. Но с 2024 года ставка стала плавающей (в зависимости от целей кредита), а выдача средств начала осуществляться только по определенным видам деятельности. Однако в прошлом году это не касалось кредитов, которые выдали аграриям ранее, с 2017-го. Их получатели были убеждены, что ставка 5% сохранится до конца выплаты кредита. Поэтому изменение условий по длинным кредитам в ноябре прошлого года для многих стало крайне неприятной неожиданностью.
Согласно данным Росстата, только в прошлом году по инвестиционным кредитам аграрии заплатили проценты на 200 млрд рублей. «Думаю, в текущем году эта сумма будет в полтора-два раза больше, — говорит эксперт зернового рынка Александр Корбут. — С одной стороны, надо отдать ведомству должное: оно добилось увеличения субсидий на новые инвестиционные кредиты на этот год. С другой — непонятно, будут ли их брать при увеличении вдвое ставки по кредитам и что делать с бизнес-планами прежних инвестиционных проектов, которые придется пересматривать».
На прошлой неделе на конференции ИКАР «Где маржа 2025» заместитель министра сельского хозяйства Елена Фастова обрадовала аграриев новостью: ведомству удалось увеличить сумму госдотаций в этом году на новые инвестиционные кредиты до 48,7 млрд рублей против 21,5 млрд годом ранее. Это в дополнение к общей сумме господдержки агросектора на нынешний год в 507,4 млрд (хотя годом ранее были рекордные 665 млрд, из которых свыше 211 млрд выделены на льготные кредиты). Елена Фастова считает, что пока этих средств достаточно для планового развития агросектора с целью увеличения выпуска продукции через пять лет на 25%.
По словам генерального директора Национального союза свиноводов Юрия Ковалева, развитие свиноводства повышение ставки по льготным кредитам не затормозит: ни один инвестпроект на паузу не поставлен. Но существенно снизит маржинальность, которая в индустриальных хозяйствах сегодня доходит до 20–25%. При этом речь идет о росте ставки по инвестиционным кредитам, которые свиноводы брали на строительство новых ферм с 2017 по 2018 год, а затем государственное кредитование подотрасли прекратилось. Сейчас еще не все компании завершили инвестиционный цикл. «Примерно 40 процентов мощностей не достроены или не вышли на плановую мощность, речь идет о средствах производства для 2,0–2,5 миллиона тонн свинины», — рассказал он.
ООО "Сибагро", ООО "Сибирские органические продукты" и АПК "Первомайский" отказались от посева зерновых и зернобобовых в Томской области в 2025 году; таким образом, не будет засеяно 19 тысяч гектаров полей из традиционных 65, сообщил РИА Томск в среду замначальника облдепартамента по социально-экономическому развитию села Александр Савенко.
Ранее сообщалось, что на начало 2025 года в Томской области было запасено около 50 тысяч тонн семян яровых и зернобобовых культур при потребности почти в 45 тысяч тонн. По предварительным данным, кондиционные семена в общем объеме составляют только 28,1%. Местные аграрии в 2025 году вынуждены приобретать 20-30% зерна для посевной.
"(Несколько томских компаний) просто приостановили посев зерновых и зернобобовых, потому что на рынке низкая цена... Слава богу, не продали, не обанкротились, законсервировались. И обещают в течение лета производить обработку этой земли для того, чтобы эта земля не зарастала и не деградировала. 19,1 тысячи гектаров", – рассказала собеседник агентства.
Он уточнил, что отказались от посевов ООО "Сибагро", ООО "Сибирские органические продукты", АПК "Первомайский". Традиционно в регионе под зерновые отводится 65 тысяч гектаров, 19,1 тысячи – это "ощутимое снижение".
Мощность предприятия — 6 млн яиц в год. Первые инкубационные яйца ожидаются в ноябре 2025 года, выход на полную мощность — в феврале 2026-го. В проект инвестировано 3 млрд рублей.
Ранее компания построила инкубаторий на 5,1 млн яиц в год стоимостью 5 млрд рублей. Всего в России производится около 40 млн яиц индейки в год при потребности рынка в 60 млн. По прогнозам, к 2030 году потребность в инкубационных яйцах будет составлять 80 млн штук.