И что разделился наш маленький шар
На три огромные части,
Нас - миллиард, их - миллиард,
А остальное - китайцы.
"Это не шутка. Речь не о приобретении земли ради приобретения земли. Это в наших национальных интересах, и эту проблему необходимо решить", - сказал Марко Рубио в интервью ведущей Мегин Келли. При этом он не исключил военного принуждения для того, чтобы "не лишать себя рычагов влияния", но заметил, что вряд ли Трамп имел в виду возможность военного противостояния. "Мы пока не в состоянии обсуждать, как именно мы будем действовать тактически. В чем, я думаю, вы можете быть уверены, это в том, что через четыре года наши интересы в Арктике будут более защищены", - заявил Рубио.
По словам госсекретаря, Арктика становится "критически важной" для судоходных путей, и США нужна возможность ее защищать. Рубио также не исключил, что Китай может попытаться расширить свое присутствие в регионе, и поэтому владение Гренландией является для Трампа приоритетным вопросом. В случае возникновения конфликта Китай может выслать туда корабли своих ВМС и "проектировать оттуда" военное влияние, отметил Рубио.
Еще до своей инаугурации Дональд Трамп требовал у премьер-министра Дании Мэтте Фредериксен отдать Гренландию. Как отметил Рубио, США не уверены, что датское правительство сможет предотвратить возникновение китайской угрозы для американской нацбезопасности. В свою очередь, НАТО планирует предложить президенту США Дональду Трампу значительно расширить военное присутствие союзников в Арктике. По сообщениям из кругов альянса, есть надежда, что это позволит разрядить дискуссию о членстве Гренландии в Дании.
Президент США Дональд Трамп проявит территориальный интерес к Гренландии, несмотря на недовольство Европы, заявил в эфире Fox News вице-президент Джей Ди Вэнс.
По его словам, Гренландия очень важна для национальной безопасности США, поскольку там проходят морские пути, которые, в свою очередь, используют Китай и Россия.
«Откровенно говоря, Дания, которая контролирует Гренландию, не справляется со своей работой и не является хорошим союзником. Поэтому нужно спросить себя, как мы собираемся решить эту проблему, обеспечить свою национальную безопасность, если это означает, что мы должны проявить больший территориальный интерес к Гренландии, то именно это президент Трамп и собирается сделать.
Потому что ему наплевать на то, что вопят нам европейцы. Он заботится о том, чтобы поставить интересы граждан Америки на первое место», — сказал Вэнс (цитата по ТАСС).
Гренландцы поддерживают независимость от Дании, поскольку им неприятно быть фактически колонией, пусть и очень автономной.
Власть над внутренними делами Дания давно уступила Гренладнии, но продолжает оплачивать бесплатное образование и здравоохранение. Оборона и внешняя политика остаются в ведении Копенгагена.
Дания ежегодно перечисляет почти 600 млн евро, и тем самым покрывает добрую половину расходов гренландской казны. Согласно последним опросам, за независимость выступают более 80% жителей острова, однако на развод без содержания готовы меньше половины.
«Никто не точит ножи и не кричит „независимость! независимость!", — описывает ситуацию перед выборами всемирно известный гренландский геолог Миник Росинг. — Люди обсуждают здравоохранение, школы, какой мотор на лодку поставить, почём дизель сегодня — обычные дела».
В парламенте большинство — у сепаратистов. И нынешние власти обещают в свое время провести референдум о независимости от Дании. Однако попадать в зависимость от США, и тем более при Дональде Трампе, гренландцы не хотят.
«Гренландия принадлежит гренландцам, и это нужно донести до американцев, — сказал перед выборами премьер-министр Муте Эгеде. — Мы заслуживаем уважения, но я не уверен, что американский президент его демонстрирует».
«Мне кажется, что в свете поведения американского президента в последнее время желания сближаться с США у людей поубавилось», — сказал он в интервью датскому общественному радио DR.
Гренландцы готовы извлечь выгоду из неожиданного внимания со стороны богатых ухажеров и защитников, однако опасаются, что их возьмут обманом.
Власти обеспокоены дезинформацией в соцсетях и угрозой подкупа избирателей. В феврале парламент законом запретил политикам принимать пожертвования от иностранцев и анонимных спонсоров.
Сейчас большинство в парламенте — 21 из 31 места — контролирует коалиция партий «Инуит Атакватигиит» («Народное сообщество») и «Сиумут» («Вперёд»). Как пишет агентство Bloomberg, обе выступают за независимость, но крупнейшая «Инуит Атакватигиит» не спешит с референдумом, а «Сиумут» обещает провести его в ближайшие четыре года.