В Германии слишком много политиков, недовольных той самой "мужской дружбой" Шредера с Путиным. Уж больно выбивается она из общего тона нынешней европейской обличительной риторики в адрес Москвы. Как так – канцлер назвал "бывшего агента КГБ" истинным демократом? Как так – ни слова о Чечне? Непорядок! Ну что ж, Ангела Меркель исправит ситуацию. Александр Рар, директор региональных программ России и СНГ аналитического Центра имени Кербера при Немецком обществе внешней политики, полагает, что "дистанцирование от России" станет важным элементом политики дамы-канцлера, которая, будучи уроженкой Восточной Германии, постарается доказать всему миру свою принадлежность "западной цивилизации" усиленным атлантическим креном.
Однако можно предположить, что хотя "мужской дружбе" Германии с Россией придет конец, но отношения двух стран не испортятся. И даже заметно не охладятся. Этого не допустит бизнес, и прежде всего, германский. Россия – очень важный экономический партнер ФРГ, и любое правительство страны не может с этим не считаться. К тому же "мужская дружба" приносит вполне ощутимые плоды: в 2004 г. российско-германский товарооборот достиг рекордных 31 млрд евро, а в I квартале 2005 г. вырос по сравнению с тем же периодом прошлого года еще на треть. Немецкие компании хорошо чувствуют себя на российском рынке: если в 2001 г. их было здесь около 2,3 тыс., то сейчас – 3,5 тысячи. "Мы избалованы тесными отношениями между Путиным и Шредером, – сказал как-то председатель Восточного комитета Немецкой экономики Клаус Мангольд. – С красно-зеленым правительством экономика инициировала реализацию многих проектов в России и совместно с ней. Этот курс должен быть продолжен".
Едва ли не самая важная составляющая дружбы – уже не столько президентов, сколько их стран – это энергетический диалог. Россия покрывает 47% потребности Германии в импорте нефти, через ФРГ идет львиная доля российского газа, предназначенного Западной Европе.
Одним словом, Германия от России никуда не денется, даже когда закончится "мужская дружба" президентов.
Новый балтийский союз
Российско-германский проект беспокоит Украину и Польшу, которые рискуют потерять свои транзитные возможности.
В четверг Владимир Путин посетит Германию с кратким рабочим визитом. Предполагается, что в ходе этих переговоров стороны подпишут договор о строительстве газопровода по дну Балтийского моря.
Стоимость этого проекта оценивается в 5 млрд. долларов.
Как сообщает газета Financial Times Deutschland, именно в этот день, 8 сентября, немецкий энергетический концерн E.ON Ruhrgas Wintershall - дочернее предприятие концерна BASF - вместе с российским Газпромом намерены дать старт этому проекту.
В этот день стороны подпишут принципиальное соглашение на прокладку трубопровода протяженностью 1200 километров. Согласно источникам газеты, Газпрому будет принадлежать 51% акций в проекте «Североевропейский газопровод», в то время как его немецкие партнеры получат по 25% акций.
А начиная, ориентировочно, с 2010 года российский газ должен поступать по новому газопроводу непосредственно на немецкий берег Балтики, сообщает Financial Times. По двум параллельным веткам газопровода в Западную Европу будет поставляться 55 млрд. кубометров российского газа. Сейчас Россия экспортирует в этот регион 116 млрд. кубометров газа, который идет по наземным трубопроводам, пролегающим по территории Украины, Беларуси, Польши и Словакии.
Этот проект вызывает обеспокоенность у руководства Украины и Польши, которые рискуют потерять свои стратегические транзитные возможности. Украинский президент Виктор Ющенко во время весеннего визита в Германию пытался вбить клин в экономические отношения России и Германии. Он даже предложил свои услуги по гарантированному снабжению западноевропейских рынков природным газом и нефтью, что было воспринято германской стороной как насмешка над Москвой. Однако поссорить Россию с Германией Ющенко не удалось. Шредер, а вместе с ним и деловая элита страны нацелены, видимо, на сотрудничество с РФ.
«В будущем мы будем говорить о формировании полноценного технологического и производственного альянса России и Германии», - сказал президент.
В свою очередь германский канцлер сказал, что «Германия является одним из важнейших инвесторов в Россию, и сейчас более чем когда-либо для этого имеются основания, ведь Россия входит в число наиболее динамично экономически развивающихся стран в мире». У Германии есть своя заинтересованность в отношениях с Россией. «Треть нашей нефти и газа мы получаем из России, - заметил Шредер, - и только по этой причине будущее сотрудничество в секторе энергетики имеет особенно большое значение».
Кроме того, отметил канцлер, Россию выгодно отличает внутренняя стабильность и предсказуемость. В отличие от той же Украины.
Германия довольна будущим газопроводом, но хочет более тесной интеграции в экономику России. Характеризуя российско-германские связи, канцлер заметил: «Это не только отношения между получателем и поставщиком. Мы хотим поставить их на более широкий фундамент в плане участия германских предприятий в добыче нефти».
Вчера Владимир Путин прилетел в Берлин. В самый разгар предвыборной кампании в бундестаг. Многие расценили блиц-криг российского президента как поддержку «друга Герхарда» - канцлера Германии Шредера. Хотя, по всем опросам, новым канцлером, скорее всего, через 10 дней станет консерватор Ангела Меркель. «Для Путина это плохо, - шутят здесь. - Потому что нельзя будет решать вопросы в бане». «Зато, - уверены другие, - их можно будет решать за пивом - и Путин, и Меркель его очень любят».
Путин сразу же по приезде отшутился: «У меня запланирована и встреча с госпожой Меркель. Почему вы не считаете, что это поддержка Меркель? Привет горячий!»
Но главной интригой визита стало подписание соглашения о строительстве газопровода из России в Германию по дну Балтийского моря - в обход Польши и Украины. Само собой Польша и Украина теряют прибыли от транзита. Обозленные, они даже окрестили проект «пактом Шредера - Путина». Зато в Балтийском море никто наш газ «тырить», как это делала Украина, не будет.
Вчера, уже после подписания соглашения, Путин объяснил: мы хотим избежать рисков и понизить цену газа, который потребляет Германия.
- Чем больше стран между нами, - сказал Путин, - тем больше они снимают денег за транзит. У нас есть детская загадка - А и Б сидели на трубе. А упало, Б пропало, что осталось на трубе?
- Мы никого не выдавливаем из бизнеса, - заключил Путин, - но оставляем за собой право защищать и наши интересы.
Вопрос: Премьер-министр Польши Квасьневский на страницах 'Франкфуртер Алльгемайне Цайтунг' выразил свою озабоченность в связи с планами строительства этого газопровода, сказав, 'потому что это было решено Германией и Россией через наши головы'. Вам понятна эта критика?
Ответ: Эта озабоченность необоснованна, потому что, насколько мне известно, трубопровод не затронет польской территории.
Вопрос: Не стоит ли за критикой Квасьневского беспокойство, что сотрудничество между Германией и Россией происходит за счет государств Центральной и Восточной Европы?
Ответ: И Польша, и прибалтийские государства должны быть очень заинтересованы в добрых отношениях между Германией и Россией. В прошлом они достаточно страдали, когда отношения между Россией и Германией были напряженными. Хорошие германо-российские отношения являются стабилизирующим фактором в Европе. Поэтому хорошие связи между Берлином и Москвой нужно воспринимать не с беспокойством, а позитивно
дамы-канцлера, которая, будучи уроженкой Восточной Германии, постарается доказать всему миру свою принадлежность "западной цивилизации" усиленным атлантическим креном.
ну типа "террористов" на глубоководной минилодке или там доработанными глубинными бомбами отработать, но тут скрытность теряется
ну типа "террористов" на глубоководной минилодке или там доработанными глубинными бомбами отработать, но тут скрытность теряется