ТЕРРОРИСТОВ БУДУТ «МОЧИТЬ» ПО МЕСТУ ПРОПИСКИ
Законодатели планируют существенно ограничить право россиян на свободу передвижения
Иван Родин, Анастасия Корня, Кира Латухина
Госдума прислушалась к призывам Бориса Громова и других губернаторов «разобраться с регистрацией».
Очередной жертвой борьбы российских властей с терроризмом может стать основополагающее право граждан на свободу передвижения. Закон 1993 года, снимающий всякие ограничения на внутреннюю миграцию и устанавливающий уведомительный порядок регистрации граждан по месту их пребывания, думское большинство считает устаревшим. Новый закон, который готовится в комитете по конституционному законодательству и госстроительству, по данным «НГ», призван восстановить советскую практику контроля за миграцией: граждане не смогут менять место жительства без разрешения властей. Правда, по аналогии с новым законом о митингах прямо о замене уведомительного на разрешительный порядок объявлено, видимо, не будет. Тем не менее с учетом возможного общественного резонанса от таких мер миграционный проект будет приниматься отдельно от остальных антитеррористических поправок и прорабатываться более тщательно.
Завтра на Совете Думы будет обсуждаться план законодательной работы на осеннюю сессию, в том числе перечень неотложных антитеррористических законов. Пока в этом перечне, состоящем из 36 актов, нового миграционного проекта нет. Однако в минувшую пятницу председатель комитета по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин заявил, что данный список не является закрытым и, без сомнения, будет пополняться. Из уст Плигина впервые прозвучало рабочее название проекта, о подготовке которого наблюдатели давно догадывались, но представители «Единой России» до поры умалчивали. Глава комитета сообщил, что новый закон может называться так: «О праве граждан на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства, а также правилах регистрации». По словам Плигина, «это будет отдельный федеральный закон, который, возможно, заменит ряд действующих законов и других нормативных актов, в том числе и Закон 1993 года «О праве граждан на свободу передвижения». Парламентарий сообщил, что текст этого документа будет готов в конце этого – начале следующего месяца.
О конкретном содержании данного акта Плигин пока говорить отказывается. Но немало ограничительных предложений в сфере миграции выдвигалось на заседаниях рабочей группы Госдумы, готовящей антитеррористические меры. К примеру, предлагалось ограничить въезд и пребывание граждан «в регионах со сложной демографической или криминогенной обстановкой», то есть фактически распространить соответствующую норму закона о чрезвычайном положении без формального введения последнего. Было предложение и о более жестком учете прибывающих граждан, то есть установлении своего рода их «предрегистрации» через участковых милиционеров.
Последним также предполагалось дать право досмотра жилых помещений для проверки паспортного режима. Наконец, депутатами была зафиксирована и идея о новом виде административной ответственности нарушителей такого режима – высылке граждан РФ к месту постоянного жительства.
Как стало известно «НГ», одним из авторов жестких миграционных инициатив выступил вице-спикер Владимир Катренко, которому руководством партии было даже рекомендовано поменьше высказываться на этот счет. Корреспонденту «НГ» также удалось узнать, что с подобными же идеями выступили и московские власти, и ряд южных регионов, и Министерство внутренних дел РФ.
Еще весной этого года глава комиссии по законодательству и безопасности Мосгордумы Юрий Попов заговорил о необходимости внесения изменений в закон 1993 года. Депутат предложил регионам закрывать свои административные границы без объявления ЧП. Среди инициатив Попова – запрет въезда на территорию Москвы лиц некоренной национальности, если их в городе уже 10% от населения. Депутат предложил также регистрировать мигрантов по биометрическим параметрам на въезде в столицу. А в свете последних терактов Попов сделал поправку – закрывать регионы прежде всего от приезжих с территорий, где проводится контртеррористическая операция, то есть Чечни и Ингушетии.
Сперва коллеги не поддержали Попова. Председатель МГД Владимир Платонов не раз отзывался о проекте Попова как о «некомпетентном», называл его «грубейшим нарушением Конституции». Но последние события убедили столичных парламентариев вернуться к этому вопросу, тем более что из документа исчезли наиболее одиозные положения о квотах на проживание в городе представителей диаспор.
Недавно губернатор Московской области Борис Громов потребовал от своих подчиненных «срочно навести порядок» и «разобраться с регистрацией всех граждан, проживающих в регионе». Он подчеркнул, что незаконные мигранты, особенно «те, кто прибыл с Кавказа», – главная проблема области. А пресс-секретарь губернатора Андрей Барковский проговорился, что подмосковные власти намерены отправлять нелегалов к месту проживания самолетами за счет областного бюджета.
Препятствием для введения таких чрезвычайных мер, безусловно, является подписанный Борисом Ельциным в июне 1993 года Закон «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ». С этого времени выбор ограничивается лишь территориями с определенным режимом: в пограничной зоне, в закрытых военных городках, зонах экологического бедствия, на территориях, где введено чрезвычайное или военное положение. Однако государственная машина еще долго сопротивлялась либеральным «установкам». Конституционный суд был вынужден несколько раз напоминать властям про то, что регистрация носит не разрешительный, а уведомительный характер.
Труднее всего с «пропиской» расставалась Москва, до 2002 года сохранявшая собственные правила регистрации. Более того, в сентябре 1999 года (сразу же после взрывов жилых домов) мэр Москвы издает распоряжение «О неотложных мерах по обеспечению порядка регистрации граждан, временно пребывающих в Москве». Милиции предписывалось провести перерегистрацию всех «мигрантов», выясняя у каждого «цель пребывания». И «принять исчерпывающие меры по недопущению въезда в город, удалению из аэропортов и вокзалов, выдворению граждан, не зарегистрировавших свое временное пребывание в Москве».
Правда, Москву закрыли ненадолго – было так много протестов, что правительство Москвы было вынуждено приостановить исполнение распоряжения. Даже в экспертном заключении Минюста отмечается, что «неотложные меры» противоречат Конституции и Европейской конвенции о защите прав человека.
То, что казалось невозможным пять лет назад, сегодня выглядит вполне реальным. «Что еще нужно нашим деятелям от демократии, чтобы увидеть необходимость особых мер по защите москвичей? – восклицал две недели назад мэр Москвы Юрий Лужков на митинге, проходившем на улице Гурьянова в день годовщины теракта. – Думаю, что сейчас прозрение наступило. Мы свои меры предложили власти, и это все можно сделать в пределах Конституции, наших демократических норм и правил».
Правда, Плигин говорит, напротив, об упрощении правил регистрации. Но история с принятием закона о митингах показала: продекларированные уведомительные нормы на деле оказываются чисто декларативными, тогда как запретительные полномочия органов власти и правопорядка возрастают многократно.