В Хабаровске, Иркутске, Пензе, Ижевске, Томске, Омске и Кемерово проводятся эвакуации из-за звонков о минировании
Фото: Донат Сорокин / ТАСС
// В семи регионах России после звонков о минировании провели эвакуацию
❗️ Эвакуация в нескольких ТЦ Воронежа — СМИ
Эвакуирован международный аэропорт Волгограда
// Международный аэропорт Волгограда эвакуировали после звонка о минировании
За несколько часов до Нового года экстренные службы получили телефонные сообщения о минировании пяти российских аэропортов. Проверки после эвакуации персонала и пассажиров показали, что звонки были ложными
// В России пять аэропортов эвакуировали из-за ложных звонков о минировании
Источник: в Москве после сообщений о «минировании» проверяют 12 ресторанов
// Источник: в Москве после сообщений о «минировании» проверяют 12 ресторанов
Более 50 сообщений о «минировании» поступило за сутки в 30 российских городах — источник
// Источник: более 50 сообщений о минировании поступило за сутки в 30 российских городах
В России за сутки эвакуировали около 14 тысяч человек
// В России около 14 тысяч человек эвакуировали за сутки из-за звонков о минировании
Угроза взрыва на Ярославском и Ленинградском вокзалах в Москве — источник
// Источник: Ярославский и Ленинградский вокзалы в Москве проверяют после звонков о минировании
Из десяти московских торговых центров эвакуировали несколько тысяч человек после того, как поступили сообщения об угрозах взрыва
Фото: @WildWildMoscow / Twitter
// В Москве эвакуировали 10 торговых центров из-за звонков о минировании
Все анонимные звонки о "минировании" крупных торговых центров в Москве, из-за которых уже эвакуированы около 4,5 тысяч человек, идут из-за границы\РИА
Сообщения о минировании московских торговых центров поступали с номера жительницы Балашихи 1955 года рождения
Фото: Егор Алеев / ТАСС
// «Телефонные террористы» обзванивали ТЦ с номера пенсионерки из Балашихи
Вот выборочно одни из последних и уже наиболее типичных, распространенных случаев: в Новокузнецке мужчина закопал два миллиона рублей под березой по указанию телефонных мошенников. Его убедили сделать это, чтобы избежать хищения средств с его счета некими злодеями. По заданию мошенников пенсионерка подожгла здание военкомата Калуги, забросив стеклянную бутылку с горючим веществом в проем окна первого этажа. Ее убедили сделать это по телефону якобы сотрудники банка, заверив, что в военкомате находится злоумышленник, который пытается похитить деньги с ее счета. Такие сообщения с 2021-го и особенно с 2022 года регулярно поступали из многих регионов — порой по несколько случаев в неделю. Как и про школьников, которые ломали аппаратуру на железнодорожных путях и электроподстанциях, устраивали погромы в магазинах.
А вот из свежего и более сложного. Телефонные мошенники убедили главного эксперта Центробанка взять кредит и перевести им 1,6 млн рублей. Так он «боролся» с организованной группой жуликов, которые якобы покушаются сейчас и на его счет тоже, о чем ему сказал первый звонивший оператор-мошенник. Второй звонок был уже от якобы сотрудника ФСБ, который рассказал о деталях «операции» и о том, что ему надо взять кредит и передать им на счет для ловли этих преступников. Банкир все честно выполнил.
Другой заметный и распространившийся на выборах случай. Профессор из Екатеринбурга сначала отдала мошенникам все сбережения, затем набрала кредитов, тоже чтобы избежать якобы грозящей ей потери денег. Затем, чтобы ей якобы списали все эти долги, должна была всего лишь залить зеленкой бюллетени на выборах президента, что она и сделала. «Одним словом, мы видим, что телефонные мошенники не ограничиваются, как прежде, одиночным контактом с человеком, чтобы единовременно вытянуть деньги, а перешли к более сложным поэтапным формам воздействия, — говорит руководитель отдела медицинской психологии Научного центра психологии здоровья Сергей Ениколопов. — В случаях с простым финансовым мошенничеством, когда просто выведываются данные банковских карт, используются стандартные сакраментальные фразы, а авторитетом служит солидная организация. Человеку не дают опомниться, давя на страх потерять деньги, это так называемая цыганская модель. А для многоэтапной вербовки необходима подстройка, вхождение в длительное доверие. Для этого прощупывают уровень самооценки, материального и социального положения жертвы. И на основе этого уже выбирают болевые точки для воздействия».
Подтверждением явной интенсивности воздействия при такой этапности, доведшей ситуацию до степени абсурда, служит недавняя история 56-летней жительницы Звенигорода. Первоначально жулики якобы из МГТС выведали у нее данные паспорта и СНИЛС. Второй сеанс по телефону был уже с «сотрудником Госуслуг», предложившим взять кредиты на миллион рублей и положить им на счет, чтобы избежать хищения денег. Это она и сделала. А потом еще и «застраховала» вложения на 300 тысяч. А потом… вставила в себя петарду и подожгла. Чтобы «избежать слежки ФСБ». Едва спасли.
«Мы видим, как мошенники все больше совершенствуют методы воздействия, используют новые, чтобы обострить внушаемость человека, подчинить себе его волю, — рассуждает руководитель кафедры психотерапии и психологического консультирования Московского института психоанализа психоаналитик Владимир Файнзильберг. — Этому подвержены в условиях неопределенности и растущей тревожности вообще люди разных возрастов, положения и уровня образования. Недавно, например, одна судья (??!!) таким же образом передала мошенникам деньги и потом еще взяла кредит».
...Однако и среди взрослых возрастает процент людей с пошатнувшейся или расшатанной психикой, в том числе в связи с терактом. «Во второй группе риска — взрослые с особенностями психики, они у всех разные, и первичная задача мошенников и вербовщиков — выявить их, — объясняет Татьяна Маремпольская. — Это прежде всего особенность неустойчивой психики, недиагностированного психического отклонения. При нездоровой психике люди становятся особенно внушаемы».
По ее словам, сейчас специалисты отмечают рост психических расстройств и востребованность психиатрических лекарств. По данным DSM Group, в России с начала года продажи антидепрессантов и успокоительных средств выросли в полтора раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, до 3 млрд рублей — это максимум за пять лет. Психологи полагают, что причиной тому — общая геоэкономическая обстановка неопределенности и лишь в моменте — теракт.
«У нас последние двадцать лет постоянно возникают потрясения того или иного масштаба, а это повышает общую тревожность в обществе, — говорит Татьяна Маремпольская. — Поэтому другая группа риска — люди с повышенной и скрытой тревожностью. Вербовщики выявляют такие болевые точки, предварительно изучают людей в соцсетях, используя утечку официальных данных».
Один из сильных мотивов для тех, кто ведется на уловки манипуляторов, — острая нужда. Базы данных банков помогают мошенникам искать сильно закредитованных людей. Такого человека легко убедить как перечислить последнее, что есть, так и совершить что-то неблаговидное за плату. «При росте закредитованности возникает такой мотив, как острая потребность, поэтому повышается уровень доверия мошенникам и решимость к действиям, — говорит психолог Первого психотерапевтического центра, врач-психотерапевт Городской психиатрической больницы № 6 Олеся Жихарева. — Думаю, что в обществе число людей с гибкой психикой и тревогой увеличилось с начала СВО вообще и теперь, после теракта, процентов на 25, это мы судим по увеличению потока у нас пациентов. Среди них особенно выросло число депрессивных пациентов. Эти люди также в зоне риска при атаке мошенников».
Не говори «нет», то есть молчи
Как ранее рассказывал «Монокль» (см. «Очень важные персональные данные, № 8 за 2023 год), в интернете можно найти уже до 20 тыс. различных баз данных, а ущерб от действий мошенников, использующих персональные данные, только в прошлом году оценивался в восемь миллиардов рублей. Соцсети, данные Госуслуг и госорганов помогают мошенникам составить социально-психологический портрет жертвы, что и позволяет использовать уже более сложные и длительные методы вербовки.
...
— Поэтому надо просто обрывать разговор и класть трубку. Они придерживаются правила: пока человек говорит, все возможно. Им интереснее даже те, кто говорит “нет” и начинает объяснять почему в ответ на наводящий вопрос». По словам Чекчурина, сразу «нет» говорят с подсознательным желанием продолжить беседу обычно люди неудачливые, социально не адаптивные, уставшие от своего окружения, просто тяжело переносящие стресс и многозадачность. «А дальше уже выведывают их потребности. Затем следуют выяснения ценностей, интересов, увлечения, мечтаний. Далее определяется значимая для человека цель и предлагается совместная деятельность или ее имитация ради этой важной цели. И все, человек уже в тисках, он полностью доверяет голосу в трубке или собеседнику в соцсетях, — говорит Юрий Чекчурин. — И далее уже дело техники: в финале следует поручение взять кредит или сделать что-то преступное».
Дистанционные мошенники — это подготовленные люди, которые используют психологические и иные методы воздействия, применяемые спецслужбами
олос в этих случаях играет решающую роль. Он необходим для подстройки — это первый инструмент НЛП, позволяющий на подсознательном уровне подать сигнал, что ты свой. Если при очном общении к человеку проще «подстроиться» вербально, то есть отзеркалить его позу, жесты и состояние, вызывая подсознательное расположение, то при телефонном общении мошенникам остается рассчитывать только на голос. «Голосом можно человека побудить, возбудить толпу, а можно и усыпить им, — говорит Владимир Файнзильберг. — Методы НЛП в принципе не сложные. Первый этап подстройки — принять идентичный собеседнику ритм дыхания, темп речи, “зеркалить” его паузы. После идет этап ведения жертвы — побуждение к действию. Для этого ему выставляют установку, то есть настойчиво в разных формах рассказывают о том, что хорошего произойдет, если он сделает что-то. И затем уже внезапное побуждение к действию».
При изучении жертвы мошенники и вербовщики стараются первым делом определить ее психотип, от чего зависит выбор инструментов НЛП, их очередность и интенсивность. Таковых насчитывается восемь: истероидный, эпилептоидный, паранойяльный, эмотивный, шизоидный, гипертимный, тревожно-мнительный и депрессивно-печальный. В той или иной степени выраженности они сочетаются в большинстве из нас, редко проявляясь предельно отчетливо в ком-то одном. Но один из них всегда выделяется больше, а значит, требует особого подхода. Например, истероидов, чье кредо — казаться, а не быть, лишь бы быть в центре внимания и на виду, — легко замотивировать на совершение преступления, о «котором будут говорить все, узнает весь мир». Его не надо успокаивать, достаточно польстить. Эмотивный тип — это добряки, которые не упустят случая порадоваться за кого-то, похвалить. Их безо всякой идеи можно легко убедить помочь кому-то, выручить из беды — это легкая и самая частая жертва мошенников. А вот с расчетливыми склонными к планированию эпилептоидами придется потрудиться, они никому не доверяют, и только особая жизненная ситуация или состояние могут побудить подчиниться чужой воле. Так же, как паранойяльный тип — эдакие волевые трудоголики, которые сами склонны навязывать свою точку зрения. Так же, как и шизоиды — эти все время сыплют парадоксами, умеют мертвого поднять на баррикады, но именно поэтому при правильном «нажатии» они легко идут на них за теми, кто покажется им авторитетом с достойными его мировоззрения ценностями. И даже такие осторожные психотипы способны довериться «себе подобным», надо только «нарисовать» такого в их воображении.
«Я опасаюсь времени, когда к вербовочным технологиям добавится нейросеть, — говорит Юрий Чекчурин. — Чат-боты уже могут по косвенным данным дать варианты дальнейшей вербовки и алгоритмов действий. А если подключат серьезную машину, у которой будет непаханое поле контактов для интенсивного обучения, мошенники быстрее и точнее смогут подбирать ключ к подсознанию человека. ИИ будет моментально выдавать все более точные алгоритмы ведения жертвы с учетом психотипа человека после первичного контакта с ним и изучения его личности в Сети».
С Юрием Чекчуриным не согласен бывший топ-менеджер IBM, SGI и Cray Research эксперт по нейросетям Сергей Карелов: «Техника убеждения работает лучше, чем ИИ, он тут ничего не добавит. Он способен убеждать и побуждать к действиям, и это хорошо работает в маркетинге. Он здесь более эффективный инструмент и может обрабатывать больше народу. Но при вербовке используется индивидуальное воздействие, и здесь долго лидером будет человек, поскольку очень важны невербальные эмоции, недоступные ИИ».
В конце прошлой недели полицейские задержали одного из рассылавших спам с предложением взорвать ТЦ, вокзалы, аэропорты за 700‒900 тысяч рублей. Это двадцатилетний сотрудник местного магазина в Ямало-Ненецком автономном округе, которого завербовали для рассылки спама сотрудники одной из украинских экстремистских организаций «Легион свободы России» (запрещена в РФ). Но рассылки продолжаются, значит, и случаев вербовки вряд ли станет меньше. «Безнаказанность, обеспечиваемая скрытым телефоном, порождает соблазн использовать это массово, уже с помощью ботов, — говорит Владимир Файнзильберг. — Два года назад я участвовал в группе из нескольких профильных специалистов, и мы пытались выработать методы противодействия телефонно-компьютерному мошенничеству. Но ничего так и не продвинулось».