Bredonosec> Об особенностях преподавания истории XX века в польских учебниках истории.
Партия «Право и справедливость» вносит новое слово в историографию
В минувшем году ПиС ликвидировал белорусские гимназии (кстати, где по этому поводу возмущение наших оппозиционеров?) и тогда же приняла новые учебники.
По сравнению с ними старый учебник, который мы цитировали выше, может считаться образцом либерализма.
Даже в крайне консервативном польском обществе они вызвали полемику и насмешки.
Чтобы нас не обвинили в необъективности, обратимся к статье польского историка, доктора наук, редактора журнала «Политика» Адама Лещинского, профессора университета SWPS в Варшаве.
Мы перевели отдельные фрагменты его статьи-рецензии на новый учебник истории.
Папа и «проклятые гусары» бьют большевика
Реформа школьных программ в духе «ПИС» вступила в силу.
Новые учебники по истории для начальной школы говорят почти исключительно о Боге, войнах и восстаниях. При этом «Католическо-национальная борьба» сопровождается манипуляцией фактами.
Адам Лещинский проанализировал три учебника для четвертого класса начальной школы: Tomasza Małkowskiego (Gdańskie Wydawnictwo Oświatowe); Wojciecha Kalwata i Małgorzaty Lis (WSiP); Bogumiły Olszewskiej, Wiesławy Surdyk-Fertsch oraz Grzegorza Wojciechowskiego (Nowa Era).
«История начинается в четвертом классе как отдельный предмет. Я выбрал этот класс, потому что в пропаганде, адресованной самым маленьким, проще всего показать послание политической власти.
Во-первых: программа перегружена. Четвероклассник (ребенок 10 лет) проходит весь курс истории Польши. Начинается от очень абстрактных тем: «что такое история» и «как узнать прошлое». Это трудно, тем более, что сами историки спорят о том, что такое история, и можно ли прошлое вообще узнать, и если да, то каким образом.
Потом через крещение Польши, польско-литовскую унию, битву под Веной, восстания – мы приходим к «Солидарности» и Папе. Вот путь, который проходит история нашей страны: от крещения до Папы, через битвы и резню.
«Солидарности» – 10-миллионному движению, которое изменило историю нашей страны – было уделено столько же места, что и Папе-поляку.
Во-вторых: программа на 80 процентов касается войн, восстаний и правителей.
Чем же занимались наши предки? Отвечая на вопрос об этом, четвероклассник ответит, вероятно, что войнами и молитвами. В перерывах между одним и другим, они жили во дворцах.
О том, что 90% населения Польши на протяжении 90% ее истории были крепостными крестьянами, четвероклассник, скорее, не узнает, а если узнает, то не запомнит, ибо занят войнами и восстаниями, а также героями, принадлежащими исключительно к социальной элите», – отмечает профессор Адам Лещинский.
Культ «проклятых солдат»
И дальше польский профессор пишет:
«Ученик не узнает – потому что об этом есть лишь упоминания – что Польша до 1939 года всегда была страной многонациональной. Отдельной темой стали Крестоносцы, но не Холокост – хотя это одно из немногих событий, важных для истории всего человечества (а может быть, и единственное), которое имело место на наших землях».
При этом учебники создают культ «проклятых солдат», искажающий прошлое:
«Большинство Поляков не хотело, чтобы Польшей правили коммунисты. Некоторые отряды бывшей АК боролись с новой властью. Этих людей мы называем «несокрушимыми» или «проклятыми солдатами» (Małkowski, с. 146).
Неправда: не только войска бывшей АК (расформированной, напомним, ее командованием 19 февраля 1945 года) – боролись с властью. Сражались отряды многих политических группировок, в том числе и крайне правые. Это, однако, мелочь. Названия „несокрушимые” и „проклятые” — это названия оценочное, из словаря исторической политики «писсов». Историки используют термин описательный: напр., профессор Рафал Внук говорит о „независимом подполье”.
Настоящая манипуляция состоит здесь, однако, в сопротивлении коммунизму путем вооруженной борьбы.
В одном из учебников среди трех основных национальных праздников находятся рядом Праздник Независимости, День Конституции 3 мая и День Проклятых Солдат (!!!)», – замечает Адам Лещинский.
Адам Лещинский о ПНР:
«История коммунизма в учебниках – это только история жестоких репрессий, от убийства „проклятых солдат” до военного положения. ПНР изображается исключительно как тоталитарный режим, постоянно убивающий своих противников. Авторы подчеркивают нищету, дефицит в магазинах, очереди, цены. Ученик не пишет, однако, ничего об условиях работы в межвоенной Польше – где условия труда на фабриках были гораздо хуже, а зарплата реально ниже, чем до 1914 года. В течение периода ПНР уровень жизни и доходы, однако, росли, хотя и медленнее, чем на Западе.
Были причины – из-за которых миллионы поляков в опросах после 1989 года отвечали, что в ПНР им жилось лучше.
Я написал давным-давно диссертацию о забастовках в период „Солидарности”, основываясь, в частности, на беседах с рабочими. Они жаловались на плохое обращение и низкую заработную плату в ПНР, но жизненная ситуация многих из них в 2004 г., когда я собирал эти интервью, была хуже, чем при коммунистах.
В учебнике же – отбор фактов и односторонне описании вне всех нюансов и контекста. Никто не станет защищать ПНР, но демонстрировать ее в качестве тоталитарного режима является фальсификацией истории.
Во II Речи Посполитой также закрывали оппозицию в тюрьмы, сажали людей в Березу без суда и стреляли в протестующих рабочих – и так много раз. Этого, однако, ученик из учебника не узнает. Зато он узнает, что был построено порт в Гдыне, что было невероятным достижением».
Еще одна цитата о ПНР (Кальват и Лисица, с. 164):
«Коммунистическая партия проконтролировала работу всех государственных органов и жизни общества. Власть контролировала содержание прессы, книг, радио и телевидения. Через них партия передавала неверную информацию, подчеркивала свою непогрешимость и хвалила альянс, соединяющий Польшу с Советским Союзом».
«Да, партия контролировала работу государственных органов. Была цензура. Поляки имели, однако, большой диапазон свободы,
– замечает польский профессор Адам Лещинский. –
ПНР стала временем расцвета польского искусства, культуры и литературы: Вайда и Кесьлевский снимали в ПНР фильмы, Анджеевский и Шимборская писали свои произведения. Да, это происходило очень часто вопреки власти – но происходило. Не говоря уже о восстановлении страны из разрухи войны и послевоенной индустриализации, урбанизации и повышении общественной жизни, связанной с переходом из сельской местности в города.
В учебнике же ПНР является равномерно черной, трагической эпохой скорби, в которой не было ничего хорошего. Даже 10-летним детям не стоит так упрощать».