Достойно прочтения буквально всё.
10/08/10 03:28
"Развесистая клюква" или вся правда о России-матушке
Часто фильмы удостаивают звания
«развесистой клюквы» — что значит это выражение и откуда оно взялось?
Часто под
развесистой клюквой предполагается что-то сделанное халтурно, с использованием самых пошлых клише. С другой стороны, так называют нелепые россказни, откровенное враньё. Как обнаруживается в толковом словаре Ушакова, выражение «развесистая клюква» пошло от описания России неким французским писателем, где он утверждал, что сидел
«под тенью величественной клюквы».
обратите внимание, какую тень может создать эта клюква
Скорее всего (но до сих пор не доказано точно), наше словосочетание впервые прозвучало в начале XX века на подмостках петербургского театра «Кривое зеркало» в пародийном спектакле, высмеивавшем моду французов на путешествия в Россию с последующими любительскими её описаниями, грешащими выражениями вроде
«под тенью клюквы».
А что, собственно говоря, не так с клюквой? Дело в том, что клюква — это
болотное растение,
стелющийся кустарник, она широко распространена по торфяным болотам, местами образует обширные заросли. В тени нашей клюковки могут отдыхать разве что насекомые, пресмыкающиеся или мелкие млекопитающие.
Термин "развесистая клюква" обозначает самые стереотипные представления иностранцев о Загадочной Русской Душе. Итак, перед вами
главные атрибуты всех настоящих клюквенных фильмов:
Водка
В России водка является не напитком, а аналогом воды в остальном мире. Её пьют все, начиная от новорождённых младенцев и заканчивая стариками на смертном одре, по любому поводу и абсолютно везде. Водка течёт из всех кранов, а на селе и в регионах без центрального
водкопровода жизни нет и не намечается. В самых кондовых селениях так же распространён самогон, но иностранцам о нём также известно, ибо рецепт был продан буржуинам ещё Великим Комбинатором.
Икра
Как известно, красной икрой закусывают водку почти всегда, а блинами с вышеупомянутой икрой, как известно, закусывают водку во всех остальных случаях.
Зима
Россия всегда завалена снегом, независимо от времени года, месяца и широты. Например, в фильме «День независимости» показан штаб русских, в котором все сидят в ушанках, а за окном избушки, в которой русские лётчики-асы в тельняшках пьют водку и курят беломор, виднеются маковки православной церкви, заметённой снегом. Все помнят, какого числа в Америке день независимости?
4 июля.
Шапка-ушанка
...а также скатерть-самобранка, валенки, кирзачи, шаровары, шинель, фуфайка, телогрейка, меховая шуба, шерстяной платок, трусы с начёсом. Известно, что в царской России всегда лютые морозы, поэтому любой русский носит на себе такую гору тёплой одежды, что в другой стране в неё можно было бы одеть взвод солдат. На шапках-ушанках обязательно присутствует кокарда или звезда, а все шаровары исключительно кумачового цвета.
Избы и церкви
Все русские строения бывают двух типов — или избы, или церкви. В избах живёт простой люд, а в церквях находятся важные госучреждения. Чем больше куполов на церкви, тем важнее ведомство, в ней находящееся. В элементах наружного декора церквей обязательно присутствуют Кресты.
Гармошка и балалайка
Народные русские инструменты, на которых умеет играть всяк и каждый русский. Способность играть и мастерство не обусловлено навыками, для русского это природный навык, которым он обладает уже с рождения.
Babushka — головной платок ака косынка
Babushka doll — матрёшка. Слово «баб
у?шка» в английском языке никогда не употребляется в значении «старая женщина». Ударение на «у» рекомендуется.
Иван взэ Тэррибл & Oprichnina
Всегда показывается, как пример «жестокости и кровавости» русской души.
Казаки
Основа русской армии, флота и генофонда ещё со времён Ивана Грозного. Элитные спецподразделения в армии зовутся исключительно казаками. Обязательным атрибутом является каракулевая папаха с красной звездой.
Кириллица
Вместо того, чтобы, как все нормальные люди, писать latinitsey, русские зачем-то выдумали собственный алфавит. В отличие от кошерных иероглифов, заюзанных в китайском и лунном(=японском) языках, которые хороши тем, что
совсем непонятны, русская кириллица выглядит как злостная пародия на latinitsu — как будто кто-то хотел выучить последнюю, но ему в детстве медведь на мозг наступил. Кириллица представляет собой latinitsu, в которую зачем-то понапихали странных и необычных значков. Это вызывает у западного человека волну непонимания, поэтому когда в очередном фильме хотят воспроизвести русскую надпись, в каждое слово стараются вставить как можно больше всех этих
Ъ, Ы, Щ, Ю, ?, ?? или ???.
Выражение
БРЭТ ЖОПА даже вошло в анналы.
приглядитесь к корешкам книг справа
Эта фраза, вошедшая в лексикон геймеров как пример дичайшей развесистой клюквы. По сути, это текст можно прочитать на корешках книг в кабинете Сталина во время видеобрифингов
. В силу своей эпичности и могучести, слоган запомнился и периодически используется для обозначения клюквенной Советской России а-ля «Ес, комрад» и «Фор маза Раша».
Также в первом Red Alert (былинная серия стратегических игр), в межбитвенном видеоролике, фигурировала табличка с надписью
«Апосно! Не виход!».
Серп и молот, красные цвета
Государственные символы Советской России, наводят ужас на врагов и пользуются безграничным почтением со стороны русских. Лепятся вообще везде, по поводу и без повода, даже на заборах русские рисуют исключительно серп и молот, сдабривая его огромным количеством мата.
Партия
Главный орган власти, по совместительству — досуговое учреждение для детей, профсоюз для рабочих и база деятельности для инициативной молодёжи. Единственным документом, удовлетворяющим личность гражданина, является Партбилет. Соответственно, беспартийные не являются гражданами и подлежат ссылке в Сибирь или на Север. Иностранцу, возжелавшему посетить Россию, приходится вступать в отделение партии для иностранцев и делать не загранпаспорт, а загранпартбилет.
Товарищ
Именно так называют друг друга русские, в том числе медведи, в любом разговоре. Слово говорится с особенным уважением, если на собеседника надета будёновка. Кстати сказать, в старых советских фильмах, тех, которые особенно на пропаганду были направлены, такое явление не редкость.
Красная Армия, которая всех сильнее.
В её рядах служит пожизненно (на это указывает довольно зрелый возраст рядовых солдат во многих фильмах) всё население России (кроме тех, кто служит в КГБ; впрочем, часто встречается и работа по совместительству). Независимо от времени года и климата, одета в шинели, кирзовые сапоги, портупеи и красные звёздочки. Вооружена ядерными ракетами, винтовками, тачанками, коктейлем Молотова и шапками-ушанками, которыми закидывает наступающего врага. Убер-юниты — красноармеец и
медвежья кавалерия...
Ах да, и дирижабль «Киров»
КГБ
Зловещий орден красных жидобольшевиков, раскинувший щупальца по всему миру. Его агенты фанатично преданы делу Партии, злобны, хитры и почти неуничтожимы. Цель КГБ — повсюду огнём и мечом (а также ядом, полонием, ледорубом и прочими нанотехнологиями) насаждать коммунизм и вообще вредить свободному миру. Особенно любит похищать перспективные западные
вундервафли (=нем. Wunderwaffe — чудо-оружие) и безумных учёных, чтобы поставить их на службу Партии. ФБР, ЦРУ, ВМФ, морская пехота и береговая охрана США (не говоря уже о банальной армии) бессильны против
Кей-Джи-Би. Справиться с ним может только супергерой-одиночка, да и то лишь в одном отдельно взятом фильме. К следующему фильму уничтоженные агенты КГБ восстают из пепла вновь, словно ничего и не было.
Кстати, немного о других местах работы русичей:
Мужчины работают либо в русской мафии, либо в КГБ (именно с таким названием вне зависимости от времени действия), либо в Красной Армии (на этом варианты заканчиваются). Женщины — либо фотомодели, либо проститутки, либо страшные толстухи без профессии (или тоже проститутки), что не мешает каждой из них тоже являться агентом КГБ.
АК-47
Эпичный шушпангевер (автомат Шмайссера Sturmgewehr, использовавшийся немцами в конце II мировой войны), сп**женный сумрачным советским гением у светлых и талантливых немецких конструкторов. Как и всё гениальное, имеет весьма простую конструкцию, что гарантирует работу абсолютно в любых условиях. Тот факт, что АК-47 — опытный экземпляр, что на вооружение был принят АК без цифр (и в 49 году, а не в 47-м), и что русские уже больше 30 лет используют АК-74 и прочие модификации под калибр 5,45 мм — никого не волнует.
Бомбы
Атомные бомбы-ракеты — естественный для русских способ решения проблем и основной аргумент в споре. Из-за огромного их количества, потерять пару штук — дело обычное, чем пользуется каждый уважающий себя злой гений.
Медведи — тысячи их!
В Советской России медведи ходят по улицам в шапках-ушанках, пьют водку, курят махорку через самовар и п***ят всех балалайками, катаются на велосипедах и проч. Некоторые иностранцы верят, что всё население России составляют бурые и белые медведи. В Сибири такое сплошь и рядом. Именно благодаря этому победу на последних выборах одержал их ставленник, Дмитрий Медведев.
Танки — снова тысячи их!
Все нормальные советские люди передвигаются по улицам и российскому бездорожью исключительно на танках с красными звёздами и лозунгом «На Берлин!». От этого час-пик в любом крупном городе больше похож на Курскую битву. Те, кто побогаче перемещаются на Т-90/Т-80/Т-72, средний класс — на Т-54/Т-55, а совсем нищеброды — на Т-34 или вообще на довоенной фигне.
Мат
Матом в России не ругаются, им разговаривают.
Является единственным официальным языком на территории Советской России.Подлежит изучению в школах, а после сдаётся обязательный экзамен по мату. Не сдавшим заказан путь в партию, институты и вообще к какому-либо успеху в жизни.
Лампочка Ильича
Является обязательным атрибутом различных помещений русской квартиры, например, кухни. Потому что люстры в России не производят! А если бы и производили, то из-за нищеты некому было бы их покупать.
«Очи чёрные» и «Калинка-Малинка»
Других песен в России просто не существует.
Танец вприсядку
http://s41.radikal.ru/i092/1008/46/5ec819b1d08c.jpg [not image]
Национальный танец, других методов времяпрепровождения русские не знают. Исполняется на фоне танков под аккомпанемент оркестра медведей-баянистов и балалаечников, в ушанке, шароварах, с бутылкой водки, кастрюлей of borsch в руках и АК-47 за спиной. Может быть заменён гопаком.
Самовар
Нечто большое, очень большое или очень-очень большое и блестящее, всегда в центре стола. Из него столовыми ложками едят икру и запивают водкой, прокипячённой в оном самоваре, дабы избавиться от сивушных масел. Некоторые не желают расставаться с ним даже в эмиграции.
Итог
Идеальным ужасом иностранца будет увидеть на Красной площади медведей в кумачовых шароварах, тельняшках, шапках-ушанках с гармошками и балалайками, которые пьют водку из матрёшек, закусывают красной икрой (которая с горкой лежит в деревянной ложке, расписанной под хохлому или гжель, это уже кому как) и пляшут вприсядку с самоваром, в окружении танков. И всё это, естественно, суровой русской зимой, в день России.
А теперь о настоящих
клюквенных шедеврах
В том или ином виде клюква, как правило, присутствует во всех фильмах, где есть упоминание о русских.
Ниже список доставляющих клюквенных фильмов (естественно, все это надо смотреть, как комедии, хихикая при каждом появлении несуразностей - мы уже привыкли).
«Транссибирский экспресс»— триллер, про туристов затерявших на российских дальних просторах . Присутствует: бабущки, снег, гармошки, балалайки, много водки, «калинка-малинка» и всего одна ушанка. Так же раскрыта тема матрешёк и неверных ментов.
«Красная жара»
Хотя этот фильм скорее глумится над американскими стереотипами о России и наоборот, выставляет СССР местом, «где тоже есть хорошие парни» .
«Охота за Красным Октябрём» — об одноимённой подводной лодке.
«Рокки 4» — эпичный Иван Драго.
«Красный скорпион» — Иван Драго в Африке.
«Враг у ворот» — о Великой Отечественной Вдвойне.
«Святой» с Вэлом Килмером.
«Рэмбо 2/3» — всё, что касается Советской Армии - сплошные лолы.
«Красный рассвет»
Тут бравым американским школьникам предстоит бросить вызов Империи Зла, а в сиквеле 2010 года так ещё и наподдать другой Империи Зла, к их сожалению, пока ещё здравствующей.
«Огненный лис» — фильм с Клинтом Иствудом состоит из клюквы чуть более, чем полностью.
«Изгой» — русско-американская клюква с Томом Хэнксом, где его герой, например, распаковывает FedEx прямо на Красной площади.
http://s57.radikal.ru/i155/1008/6f/81c629cf6e15.jpg [not image]
«Шакал» — в самом начале фильма невообразимо грустно выглядит «обычный московский переулок», в конце которого возвышается офигенной величины Собор Василия Блаженного (тоже особая отметина на мозгах иностранцев, когда речь идёт о Москве).
Ну и доставляющее название найтклаба «
КЛУБ МОСОВСКИИ», начертанное псевдославянским шрифтом.
«Хитмэн» — прост кладезь клюковки!
дико смешат опечатки в русских названиях (написанных на болгарском). Это и «ТЕАТЪР» и «ПОЩА» (почта) и «Город МУНЯГРАД» (это на вокзале табличка!) и конечно, локальный мем этого фильма —— «Ф)Б» («ФСБ», где С написано зеркально).
Ах да, президента России здесь зовут Boris Belikov, а его брата — Udre Belikov (типичное русское имя - Удре, правда?).
А оружие (=ор
Ъжие) - так сразу для всей семьи!
«Армагеддон», где на станции «Мир», собранной и запущенной, видать, медведями, сидит одинокий космонавт в шапке-ушанке и телогрейке по имени Лев Андропов, внешний вид которого намекает на то, что на русской станции из еды есть только водка, привычным движением мгновенно ремонтирующий отказавший американский шаттл стуча по электронике монтировкой.
Отдельно стоит упомянуть вошедший в анналы сопутствующий текст — «русская электроника, американская электроника… все равно все сделано на Тайване! А вот так мы её чиним в России!»
«Москва на Гудзоне» с Робином Уильямсом.
http://s005.radikal.ru/i209/1008/90/e6dac26660d4.jpg [not image]
«Фильм без прикрас показывает как советскую действительность, так и американскую.» Ага, как бы не так! Мы песни за столом горланим каждый раз при приёме пищи, конечно же!
Существует старый (то есть решайте, плакать вам или смеяться при просмотре) немецкий фильм
«Мюнхгаузен», вышедший в 1940 к двадцатилетию киностудии UFA, и потому сделанный с большим размахом. Снимался «Мюнхгаузен» на цветную плёнку высокого (для тех времён) качества, специально для съёмок изготовили множество дорогих костюмов, декораций, разработали специальные эффекты (никакой компьютерной графики!)…
Вы спросите, а причём здесь клюква? Дело в том, что весь фильм от начала до конца состоит из злостной циничной клюквы, посеянной лично рейхсминистром пропаганды Геббельсом. «Мюнхгаузен» же вышел через год после «официального» начала Второй мировой, вот и нужно было сформировать мнение быдла в нужную сторону. Поэтому, увы, бОльшая часть клюквы приходится именно на Россию.
Создателей фильма нельзя оправдать даже тем, что действие происходит в России XVIII века, где правит Екатерина и ловят Пугачёва (Мюнхгаузен спрашивает у какого-то крестьянина: —
Кто этот мужик? Ему отвечают: —
Этто Пугачьёов, убьийца)
Перечислять всю клюкву, что раскинулась там, просто-таки неблагоразумно, посему предлагается самим оценить раскидистость ягоды.
Чуть менее, чем все фильмы о
Джеймсе Бонде (особенно старые) полны клюквы. Ах, да
Джейсон Борн тоже не отстает.
«Полицейская академия 7: Миссия в Москве» — вся Россия состоит из цирка, а цирк из клоунов.
«Солт»
Вот совсем свеженький пример клюквы!
Трейлер с погонями и стрельбой обещал привезти нас к разгадке хитроумного заговора советских спецлужб времен Холодной Войны, а привел к затертым страницам второсортного комикса. Ну в самом деле, гротеск прет из всех щелей, а Джоли позирует перед телекамерами "под раскидистыми ветвями клюквы". История, которая хоть и не претендовала на оригинальность, но имела отличные шансы на успех, была просто таки похоронена Филлипом Нойсом и всеми причастными к сценарию. Начиная от совершенно тупых действий шпионов и их шпионского начальства(уж право, лучше бы в угоду политкорректности глава разведки была бы толстая негритянка, ну как в "Рыцарь дня", например), заканчивая боевыми сценами - все в этом фильме кажется недоделанным, недосказанным, спешно порезанным. А концовка и вовсе убога - вторая часть неизбежна, приготовьте ваши денежки, господа и дамы.
В фильме есть чему не понравится не только любителю шпионских боевиков, но и простому зрителю, а особенно - простому зрителю из России. Голливуд начал откатываться ко временам "Красной жары", решая по ходу и свои некоторые политические задачки. Что такое начало происходить между нашими странами, что русских опять стало модно показывать страшными фанатиками?
Инфернальный разведчик Орлов создает базу в отдаленном монастыре, сверкающем золотом и свежей краской - сами курсанты видать между тренировками и поцелуями перстня (имеющего вид Ордена Отечественной Войны, кстати). Русские диверсанты в США пьют водку из граненных стаканов и носят полублатные наколки на пальцах.
Героиня Джоли с русской косой и в теплой шапке совсем не похожа на русскую шпионку...
Удивлена, что в фильме ни разу не прозвучала "Катюша", а в кадре не возникли бронированные медведи с балалайками. Правда, матрешка у Солт дома была, а значит во второй части все может быть наверстано.
«Железный человек 2» - так же совсем свеженький пример
Начинается фильм с увесистой клюквы – нам показывают Россию: оно понятно, в России все бухают, причем преимущественно «Русский стандарт» и строго – из горла.
И вот, значит, на нарах в замызганной комнате помирает старичок, и, испуская дух, напутствует мрачного «русского», чтобы тот показал «Железному человеку», почем фунт лиха. Сын в исполнении почти уже русского Микки Рурка, предварительно хлебнув «Русского стандарта», достает фрезерный станок и на нем из подручных материалов точит такой же костюм, как у Старка.
В это время в благополучных США, которые на фоне коморки русского папы Карло выглядят как рай земной, товарищ Старк, являющийся по совместительству мультимиллионером, изобретателем и железным человеком, открывает выставку инноваций. Злобные сенаторы хотят лишить его костюма, а больше сенаторов этого хочет концерн Хаммер, у которого после особой активности Старка поубавилось заказов. В результате Старк посылает сенатора и убывает на гонки в Монако. А там уже наш знакомый из России ждет его на трассе, дабы отомстить за папулю, ну а дальше - вы все видели сами
http://s59.radikal.ru/i163/1008/06/fd090116f3a5.jpg [not image]
***
Вы будете смеяться, но существует и клюква отечественного производства — см. к примеру фильм «Сибирский цирюльник», «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (Михалков же) или «Китайский сервиз».
«Сибирский цирюльник»- продюсеры фильма пошли старой проверенной дорогой - если фильм про старину, то без старой орфографии никуда. Мораль была простая - лучше не пробовать, если на 100% не уверен в том, что не ошибешься.
В данном случае решили не злоупотреблять. Но все равно лажанулись - вуаля, смешение орфографий. Если написано "Сибирскiй цирюльникъ", то уж надо и весь остальной текст писать по-старому - "Фильмъ Никиты...", "Онъ русскiй..." и проч.
Кстати, в надписи логотипа у прописной буквы "i" ("и десятеричной") нарисована точка сверху. Во-первых, у прописных букв "i" не принято ставить точку, во-вторых, эта точка такого размера, что волосы дыбом встают - она в полтора раза больше завитка над "и кратким". Сразу понятно, что ее нарисовали сами дизайнеры. Очевидно, потому, что без этой точки никто не мог понять, что же написано.
"Фирменным" шрифтом для всей рекламной продукции выбран шрифт "Герольд". Который (сюрприз!) был разработан товарищем Хайнцом Хоффманом в 1901 году. Действие же фильма происходит в 1885 году, т.е. на 16 лет раньше.
В самом фильме со шрифтами устроено полное безобразие. Скажем, вывеска МакКракена (McCracken) выполнена чуть изуродованным шрифтом Таймс. Хотя этот шрифт был сделан в 1931 году в фирме Monotype товарищами Стенли Морисоном и Виктором Лардентом по заказу английской газеты The Times. Америка, конечно, прогрессивная страна, и МакКракен тащил с собой вывеску со Старого Света. Торопился на пароходе, а потом и на паровозе и опередил-таки историю на 46 лет.
Известно, что
"Никита Михалков стал первым человеком, которому удалось потушить кремлевские звезды, а также проложить рельсы через Иверские ворота Кремля, чтобы пустить по ним конку". Однако в фильме в дневных съемках видны кремлевские звезды, электрические фонари, крепления для флагов, таблички с названиями улиц, а памятник Минину и Пожарскому стоит рядом с собором Василия Блаженного (а стоял напротив того места, где сейчас мавзолей). Стена Кремля со стороны Красной площади была засажена липовой аллеей. Которую в фильме мы тоже не видим, зато видим закрытые брезентом софиты, освещающие собор Василия Блаженного.
На этой фотографии около Тайницкой башни виден фонарный электрический столб советских времен. Кроме того, в прошлом веке набережная была огорожена чугунной решеткой, а не сплошным гранитом. А к самой башне была пристроена отводная стрельница (соединявшая башню почти с самой набережной), которая была снесена только в 1930-х годах. Несколькими секундами позже этого кадра зритель видит здание Государственного Кремлевского дворца в строительных лесах (!) и рубиновую звезду (!!) Водовзводной башни.
Весь фильм - сплошная развесистая клюква. Главный герой угощает главную героиню бубликами, по которым видно, что их в гастрономе купили - на нижней стороне хлебобулочной продукции не могло быть следов конвейера в виде выпуклых кружочков. На плоских противнях делали бублики в прошлом веке, а не на хлебозаводах.
Совершенно позорно изображен на экране храм Христа Спасителя - на большой тряпке нарисовано нечто без пропорций. Показывают мельком, чтобы и Лужкову было приятно, и зритель чтоб не успел заподозрить обмана.
В одном из интервью Михалков признался, что ему бы не хотелось, чтобы молодое поколение учило историю по фильму "Спасение рядового Райана". А мне бы не хотелось, чтобы молодое поколение училось по "Сибирскому цирюльнику", где столица на время перенесена в Москву и где тюремные вахтеры говорят по-английски.
Из приведенных примеров можно сделать следующий вывод: парадоксальность феномена клюквы состоит в том факте, что пародии на неё имеют мощный перевес в сравнении с оригинальной, чистой клюквищей. В действительности последнюю можно найти в основном в архивных материалах, заслуженно забытых как той, так и другой сторонами. Большая часть широко известной клюквы, в том числе ранний Бонд, является глубоко пародийной.
Стоит отметить, что в качестве примеров пропаганды и культивирования негативного образа русских приводят именно пародийную и полупародийную (то есть просто