8 АВГУСТА
Правительство Грузии отдаёт приказ своим войскам отвечать огнём только в ограниченной зоне - для защиты своих позиций.
04:28.Войска правительства Грузии берут под свой контроль шесть деревень в районе Цхинвали: Мугути, Дмениси, Дидмуха, Окона, Акут и Кохати, а также входят в деревню Хетагурово.
13:00. Некоторые районы Цхинвали взяты под контроль грузинской армией и бои продолжаются в центре города.
МОСКВА, 5 дек — РИА Новости. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты покинул Цхинвали после начала обстрела грузинской артиллерией в ночь на 8 августа и вернулся в город днем 11 августа, когда боевые действия закончились, заявил экс-секретарь Совета безопасности республики Анатолий Баранкевич в интервью газете «Коммерсант».
Кокойты заявил в интервью «Российской газете» накануне, что вернулся из Джавы в Цхинвали утром 8 августа, чтобы «проложить и зачистить безопасный маршрут» для первой колонны российских военных. Грузинские войска в ночь на 8 августа напали на Южную Осетию, Россия была вынуждена ввести подкрепление в помощь своим миротворцам и провести операцию по принуждению Грузии к миру.
«В 23.36 (7 августа), как сейчас помню, прилетел первый снаряд — и началось. Прибыл я на командный пункт, он в правительственном здании в подвале находился. Там президент, (экс-премьер) Морозов, все силовики. Я попросил президента отправить Морозова в Джаву — вдруг что случится, кто будет руководить республикой? Кроме того, должен быть запасной командный пункт. Он подумал и согласился. А через час после отъезда Морозова президент сам снял всю госохрану и убыл в Джаву. Остались глава МВД, председатель КГБ, министр обороны и я», — сказал Баранкевич.
«Президент приехал только 11-го после обеда», — добавил он.
По словам Баранкевича, 8 августа он уничтожил из гранатомета грузинский танк, в этот же день ополченцы очистили город от нападавших при поддержке российской авиации. «В ночь на девятое грузины снова полезли в город. Но на этот раз они уже так далеко не зашли. Мы создали огневые мешки в городе — попав в них, они уже выйти не могли. А ближе к обеду десятого пошла российская тяжелая техника», — сообщил он.
Экс-секретарь Совета безопасности республики сказал, что 10 августа приехал в Джаву за машинами «скорой помощи» для раненых и видел, как Кокойты избивал пленного грузинского военнослужащего.
«Вижу такую картину: пленный грузин, у него связаны руки, кисти рук аж синие, не видно глаз, его избивают бойцы. Я подошел, говорю: “Что же вы делаете? Вы же горцы. Пленного бить нельзя”. Они смутились: извините, товарищ генерал. Грузину руки развязали. И тут появляется президент. Подбежал к пленному и начал его пинать ногами. У меня все внутри перевернулось. Ребята-милиционеры глаза опустили», — сообщил Баранкевич.
По словам экс-секретаря Совбеза, он подал заявление об отставке, протестуя против бездействия местных властей.
«В Цхинвале был митинг 20 августа, когда независимость признали. Выступил президент, министры, потом я. Когда я вышел, мне долго не давали начать, аплодировали. После этого мне сказали: “Это твоя лебединая песня, лучше бы ты не приходил на этот митинг”. Просто все видели лицо президента. А потом президент уехал. Я пытался решать какие-то вопросы, но все упиралось в стену. С правительством невозможно было ничего решить. Чрезвычайная комиссия не имела никаких прав», — сказал Баранкевич.
Он сообщил, что местные власти отказались заплатить казакам, две с половиной недели разгружавшим гуманитарные грузы.
«Ребята работали день и ночь. А эти, кто в Джаве отсиживался, теперь приехали, грудь развернули, руки пачкать не хотят и ставят себя выше других. Это было последней каплей. Я пошел к президенту, написал заявление и сказал: “Эдуард Джабеевич, простите, но с теми, кто бросил родину в самый тяжелый час, кто предал Цхинвал, а теперь не хочет работать для людей и саботирует эту работу, я дальше работать не могу”», — сообщил экс-секретарь Совбеза.
«Считаю, что не место этому президенту в Южной Осетии после всего, что он сделал», — заявил Баранкевич.
РИА Новости пока не располагает комментарием югоосетинских властей.