Четыре бывшие республики Советского Союза на энергетическом саммите в Литве подписали соглашение о строительстве нефтепровода в обход России. Под документом поставили свои подписи должностные лица Азербайджана, Грузии, Литвы и Украины. Также в договоре участвует Польша. Таким образом, эти страны пытаются создать независимое от России энергетическое транзитное пространство.
далее [показать]На энергетическом саммите, прошедшем в Вильнюсе, Азербайджан, Грузия, Литва, Польша и Украина договорились о прокладке нефтепровода в обход России.
«Договор свидетельствует о единстве и стремлении региона двигаться по пути прогресса, независимости и желании обрести гарант суверенности» Новая труба должна проходить по маршруту Одесса – Броды – Плоцк – Гданьск и предназначена для связки Черного и Балтийского морей.
Стоимость проекта 700 млн долларов, длина трубы – 500 км. По ней должна пойти из Азербайджана каспийская нефть. Построить новый трубопровод страны хотят к 2011 году.
Как заявил перед саммитом секретарь литовского МИДа Зигмантас Павилионис, страны, участвующие в саммите, собираются к 2030 году добиться того, чтобы 80–90% сырья поступало из стран, «которые демократию понимают так же, как мы». Одной из проблем, которые нужно решать, по его словам, является улучшение диалога между США и ЕС.
«Эта сделка принесет большую выгоду не только для стран, подписавших документ, но и для всей Европы», – сказал президент Польши Лех Качиньский.
«Договор свидетельствует о единстве и стремлении региона двигаться по пути прогресса, независимости и желании обрести гарантию суверенности», – сказал президент Литвы Валдас Адамкус.
Михаил Саакашвили также не скрывал своего удовлетворения итогом саммита. «Это большое изменение не только в энергетической политике Европы, но и более широком геополитическом отношении, затрагивающем постсоветское и посткоммунистическое пространство», – сказал президент Грузии.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев сказал, что договор приведет к возникновению большей «прозрачности, сотрудничеству и взаимному доверию между нашими странами».
Схема расположения будущих и существующих нефтепроводов по территории СНГ(кликните для подробного просмотра)
Схема расположения будущих и существующих нефтепроводов по территории СНГ(кликните для подробного просмотра)
Для участников саммита проблема зависимости от такого мощного игрока на региональном энергетическом рынке, как Россия, стоит как никогда остро. Страны-участники, в особенности Украина и Грузия, обвиняют Россию в том, что она использует энергетические ресурсы как инструмент политического давления.
Европа получает 25% своего газа и одну треть нефти из России, и эта зависимость возрастает. Несколько восточноевропейских государств получают почти все свои углеводороды из России. Нефтепровод Одесса – Броды был построен в 2001 году с целью снизить зависимость Украины от российской нефти, а также обеспечить транзитную связь с Европой.
Но Украине не удалось заключить достаточно договоров на поставки нефти с другими странами, и в 2004 году ей пришлось транспортировать российскую нефть в обратную сторону, то есть на экспорт из одесского танкерного порта. Теперь нефтепровод планируется продлить до польского Плоцка, где расположен крупнейший в стране нефтеперерабатывающий завод. Далее провод идет к балтийскому порту Гданьск.
Литовские власти считают, что еще одна ветка нефтепровода может дотянуться до экспортного хаба, расположенного в Клайпеде.
Пять государств намерены собраться на следующий саммит в Киеве в 2008 году и утвердить план развития проекта, включая точные сроки работ и финансирование. «Сейчас я не вижу серьезных проблем, ни финансовых, ни коммерческих», – сказал президент Украины Виктор Ющенко. Он хочет совместно организовать альтернативное Балто-Черноморско-Каспийское энерготранзитное пространство и хочет обсудить его возможность с партнерами.
Аналитик ИК «Велес-капитал» Дмитрий Лютягин напоминает, что часть трубопровода уже проложена (в середине нефтепровода на маршруте Одесса – Броды) и «нужно закончить проект с двух концов». «Сроки реализации проекта будут зависеть от темпа всех согласований и подписания всех необходимых документов, как технических, так и носящих политический характер», – отмечает эксперт.
По его данным, стоимость будущего трубопровода можно оценить в диапазоне 3,5–4,5 млн долларов за километр трубы. Пропускная способность трубопровода, по прогнозам аналитика, на начальном этапе составит 15–20 млн тонн нефти в год, в последующем может быть увеличена до 40 млн тонн.
«Конкурентные преимущества будущего трубопровода будут определяться ценовой политикой на прокачку нефти, которая будет зависеть, во-первых, от операционных затрат на нефтепроводе, – рассуждает эксперт, – думаю, операционные затраты на российских дублерах будут ниже, во-вторых – от заключенных долгосрочных контрактов».
Эксперт считает, что заполняемость трубопровода на первом этапе будет неполной и будет расти по мере увеличения добычи нефти в южноазиатских странах. «Я не вижу прямой угрозы для российских трубопроводов в связи с этим строительством, – прогнозирует он. – Возможные конфликты могут быть связаны только с политической составляющей».
«Благодаря поставкам нефти на Украину будет сокращена зависимость от российских транспортных маршрутов, – продолжает тему аналитик Собинбанка Михаил Занозин. – Но при этом рентабельность данных поставок будет ниже, чем по трубопроводу Баку – Новороссийск».
Аналитик рассказывает, что после отказа от российского газа львиная доля нефти стала направляться на собственные нужды.
«Грузия и Украина получат возможность покрыть потребности экономики за счет азербайджанских ресурсов, что стало крайне актуальным вопросом после повышения Россией цен на газ, – констатирует он. – Транспортировка нефти также позволит пополнить бюджеты этих стран. Но стоимость нефти для Украины окажется дороже российской за счет высоких транспортных издержек».
Для НПЗ Польши и Литвы этот «нефтяной поток», по словам господина Занозина, станет «спасительной соломкой». В Плоцке располагается крупнейший НПЗ, мощности которого сейчас сильно недогружены. То же самое можно сказать и про Мажейкяйский НПЗ.
шо характерно, период строительства приходится на тот же период "сразу после отключения аэс". Откуда в бюджете возьмутся еще денежки на сей прожЭкт, когда их и так не будет хватать из-за взлеетвших цен на энергию - вопрос интересный.
кста, по самой планируемой новой супер-пупер аэс. Возникает еще адын смешной момент: откуда возьмутся специалисты-атомщики, которые должны будут обслуживать её? Если б не останавливали - понятно, были б. И всего год назад люди еще надеялись на это. Сейчас же общее мнение людей, с которыми говорил, диаметрально изменилось и выражается примерно как "не напоминайте мне больше про станцию. Я на ней поставил (-ла) большой жирный крест и её для меня больше не существует" (С)
Кто-то едет в россию, кто-то по ИТ-части в европу, кто-то переквалифицируется на что-то иное и тож навострил лыжи за бугор, кто-то просто в другой город или на специальности, не связанные со станцией.. короче получат господа консервы бааалшой кукиш по части персонала через 10 лет.