Когда об исламском терроризме рассуждают Джордж Буш или Владимир Жириновский, слушать их неинтересно. Зато когда на эту тему соглашаются поговорить люди, знакомые с проблемой изнутри, ее обсуждение может оставить неизгладимое впечатление. Именно подобное мероприятие организовало 14 октября ИА «Росбалт», собрав вокруг одного стола четверых очень разных людей: председателя Исламского комитета России Гейдара Джемаля, главу московского бюро «Аль-Джазиры» Акрама Хазама, шеф-корреспондента телеканала «Аль-Алам» Абдуллу Иса, руководителя центра стратегических исследований религии и политики современного мира Максима Шевченко и принявшую ислам переводчицу Корана, члена РАЕН Валерию Пороховую.
Всех этих людей попросили порассуждать на тему, которая была сформулирована следующим образом: «Терроризм - кризис ислама?». На эту просьбу они отозвались очень живо, обсудив в процессе разговора также отношения между собой, между людьми и Богом, исламом и христианством, ФСБ и армией. Называющий себя сторонником политического ислама Гейдар Джемаль в шутку отказывался сидеть рядом с атеистом Хазамом, заявившим вдруг, что ислам умер. В это время страстно верующая Валерия Пороховая убеждала Максима Шевченко в том, что создатели инквизиции не были настоящими христианами. Короче говоря, заявленная ИА «Росбалт» тема оказалась не просто актуальной, а почти взрывоопасной.
Точки зрения, высказанные участниками дискуссии, можно свести к пяти версиям.
Ислам - оружие пролетар
Главным сторонником этой версии стал Гейдар Джемаль. С его точки зрения, такого понятия, как «исламский терроризм», не существует, и всем давно понятно, что любой террористический акт - это инсценировка, организованная спецслужбой той или иной страны для достижения собственных целей, таких, например, как ограничение гражданских прав и свобод под эгидой борьбы за безопасность. Так как мировая общественность постепенно начинает это понимать, в «международный терроризм» верят сейчас только маргиналы или люди, слабо разбирающиеся в политике. Терроризму наклеивается исламский ярлык потому, что ислам как тип мировоззрения абсолютно неуязвим для информационной агрессии Запада и организуемой Западом промывки мозгов. Несколько миллионов мусульман ведут в своих странах постоянную борьбу за выживание, и их главным врагом действительно являются империалистические западные страны, в первую очередь - США. На протяжении двадцатого века идеологическим основанием для такой борьбы был марксизм, но он был дискредитирован после падения СССР. Теперь исламская религиозная традиция, в основе которой лежит представление о справедливости и праве народов восставать против тирании, заняла место политической идеологии.
Не надо стесняться терроризма
Коран - древний текст, и его суры действительно могут использоваться людьми для оправдания террористических действий. Война вписана в исламскую культурную традицию, и не надо этого стесняться, полагает Акрам Хазам. Сейчас ислам порождает терроризм потому, что миллионы арабов и мусульман имеют очень низкий уровень образования, живут за порогом бедности и становятся легким объектом манипуляции. Кроме этого, ислама как единого религиозного института просто не существует. В настоящий момент существует как минимум 57 трактовок ислама. И какие-то из них могут использоваться для обоснования террористических актов. Во время Холодной войны США и СССР создали инфраструктуру, породившую терроризм. Борьба же с терроризмом в наше время идет неудачно потому, что его враги постоянно себя дискредитируют. Сначала бин Ладен объявляет, что мир разделен на две половины, потом Джордж Буш другими словами говорит то же самое. В глазах арабского мира США, разрушающие в Ираке дома мирных жителей, или израильтяне, убивающие палестинских детей, выглядят террористами.
Терроризм как образ эпохи
В двадцать первом веке к своему логическому завершению подошел процесс, длившийся в Европе столетиями. Люди, уровень образования которых значительно повысился за последние триста лет, больше не готовы признавать легитимность насилия, осуществляемого над ними власть имущими. «Если США могут бомбить фармацевтический завод в Судане, как можно объяснить отсутствие у кого-нибудь еще права бомбить объекты в США?», - рассуждает Максим Шевченко. Такие вещи, как разрушение Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, вообще нельзя считать терактами. Это - бомбардировка военного и политического объекта противника, во время которой погибли пилоты бомбардировщиков и какое-то количество мирных жителей, обслуживавших объект. Терактом в чистом виде может являться лишь акция, осуществленная религиозными фанатиками (например, «Аум Синрикё»). Люди же, руководящие так называемыми «исламскими террористическими организациями», могут похвастаться отличным образованием, знакомством с европейской философией и знанием многих языков. Они, по сути, находятся в авангарде той части человечества, представители которой ставят под сомнение легитимность современного мироустройства.
Исламский терроризм - не миф
Как считает Абдулла Иса, в мире действительно существует исламский терроризм - точно так же, как можно говорить о еврейском терроризме, христианском терроризме и так далее. Осама бин Ладен действительно является для людей на «арабской улице» почти что пророком. Происходит это в первую очередь потому, что он сражается с США. Однако сейчас мы не можем сказать о том, что именно приводит к появлению терроризма в исламском мире. Например, неясно, почему члены всех известных миру террористических группировок исповедуют ислам именно суннитского, а не шиитского толка.
Террористы - не мусульмане
По мнению Валерии Пороховой, люди, убивающие детей, не могут считаться мусульманами, так как ислам запрещает подобные акты насилия. Никто не имеет права цитировать суры в отрыве от контекста. Если же делать это, то любая религия, включая христианство, покажется весьма кровожадной. На пресс-конференции госпожа Пороховая высказала весьма экстравагантуню точку зрения, согласно которой даже образованные афганские талибы не знают Корана и никакого отношения к исламу в чистом виде не имеют.
Кроме вопроса о связи ислама и терроризма, участников дискуссии попросили ответить на вопрос о том, как могут исламские религиозные лидеры повлиять на создавшуюся в настоящий момент ситуацию. Когда этот вопрос был задан, на лицах экспертов сразу же отразилось полное недоумение. До этого яростно спорившие друг другом люди вдруг стали говорить одно и то же. А суть их высказываний сводилась к тому, что исламские духовные лидеры (за исключением иранских имамов) не пользуются значительным политическим влиянием. Например, российские муфтии, которых так часто можно видеть на телеэкранах, на самом деле не имеют права представлять двадцатимиллионное мусульманское население РФ, так как выполняют исключительно административные функции. В российской ситуации выходом могло бы стать вовлечение в диалог людей, пользующихся влиянием и авторитетом в мусульманской умме (то есть, общине), а также представителей мусульманской интеллигенции. Однако российская власть этого не делает.
Утешиться участники пресс-конференции могли бы только тем, что представители других религиозных конфессий и социальных групп ждут в России диалога с властью не меньше, чем мусульманская умма.
Lenta.ru: Комментарии: Знатоки ислама ищут корни терроризма