Fakir> Само собой. Но озвучено было как якобы так сказать принятое мнение. Для опровержения нужны тогдла ИМХО прямые слова грамотного богослова.
То есть соборного решения Церкви анафемствовать реинкарнацию мало, нужно прямые слова богослова. Ну ладно.
Есть громадная книга дьякона Андрея. "Раннее христианство и переселение душ".
диакон Андрей Правда ли, что Хриcтоc учил о «карме» и о переселении душ? Правда ли, что самые духовные из древних христиан верили в то же самое, во что верят нынешние оккультисты и «эзотерики», рериховцы и теософы? Правда ли, что позднейшая Церковь забыла основы учения Христа и изменила свое вероучение? Верно ли, что в древних религиях были одинаковые представления о посмертной судьбе человека? Какие доводы приводят современные христиане при обосновании своего несогласия с «диагностикой кармы»?
// azbyka.ru
Там и про Оригена он немало пишет.
Fakir> А это ведь в сущности уже не оригенизм, и вообще НЯП Ориген про такое никак не упоминал.
Было ли у Оригена учение именно о реинкарнации - продолжают спорить до сих пор. В анафеме его учению реинкарнация не упоминается. Она была намного позже, и без упоминания Оригена.
Вот анафемы учению Оригена Константинопольского собора 543 года
Кто говорит или думает, что души человеческия предсуществовали, что они были прежде умами и святыми силами, наслаждались полнотою божественнаго созерцания, а затем обратились к худшему и чрез это охладили в любви к Богу, отчего и называются душами и в наказание посланы в тела, тот да будет анафема.
Кто говорит или думает, что душа Господа прежде существовала и соединилась с Богом Словом прежде воплощения и рождения Его от Девы,– да будет анафема.
Кто говорит или думает, что сначала во чреве святой Девы образовалось тело Господа нашего Иисуса Христа и затем с ним соединились Бог Слово и душа существовавшая уже прежде, – да будет анафема.
Кто говорит или думает, что Слово Божие уподоблялось всем небесным чинам, было для херувимов херувимом, для серафимов серафимом, и уподоблялось всем вообще высшим силам, – да будетъ анафема.
Кто говорит или думает, что тела человеческие в воскресении восстанут шарообразными, а не исповедует, что мы восстанем в правильном виде, – да будет анафема.
Кто говорит, что небо, солнце, луна, звезды, воды, которые выше небес, суть существа одушевленные и некоторые разумно-вещественные силы, – да будет анафема.
Кто говорит или думает, что Господь Христос распнется в будущем веке за демонов, как и за людей, – да будет анафема.
Кто говорит или думает, что могущество Бога ограничено, или что Он создал столько, сколько мог обнять, – да будет анафема.
Кто говорит или думает, что наказание демонов и нечестивых людей временно и что после некоторого времени оно будет иметь конец, или что будет после восстановление демонов и нечестивых людей, – да будет анафема.
Анафема и Оригену, прозванному адамантовым, изложившему это, вместе с его нечестивым, непотребным и преступным учением, и всякому, кто держится этих мыслей, или защищает их, или каким-нибудь образом когда-либо осмелится повторять их.
Речь о предсуществовании душ, а не о реинкарнации.
Fakir> Вообще бог его знает, какова позиция православной церкви на этот счёт, если вообще есть общепринятая.
Есть, Константинопольский собор 1076 года.
Предпочитающим глупую внешних философов так называемую мудрость, и следующим за их наставниками, и принимающим перевоплощение человеческих душ или что они, подобно бессловесным животным, погибают и переходят в ничто и вследствие этого отрицающим воскресение, суд и конечное воздаяние за жизнь - анафема.
Про душу у животных копать не хочу.