Реклама Google — средство выживания форумов :)
Война до победного конца поддерживается старшим поколением больше, чем молодежью. Почему? Прежде всего, потому, что старшее поколение не воюет.
Молодое поколение — это вообще самые большие пессимисты в украинском обществе. Молодежь перестает видеть свое будущее в этой стране.
Би-би-си: То есть украинское общество — это воинственные пенсионеры и молодежь, которая хотела бы свалить из страны?
А.А.: На самом деле критичнее всего к войне до конца относится даже не молодежь, которая не видит своего будущего в этой стране, — она в этом плане, скорее, аморфна.
Наиболее критично к войне относятся люди в возрасте от 30 до 50 лет, у которых есть дети, у которых есть какое-то имущество, которым есть что терять, которые работают, чтобы содержать семью.
У нас есть показательные цифры об отношении к мобилизации: около 40% представителей старшего поколения считают ее темпы недостаточными, а около 40% представителей младшего поколения — слишком высокими. То есть речь идет о настоящем разрыве в мировоззрении между поколениями.
Но сама мобилизация как таковая, конечно, ухудшила отношение к власти. К власти появляются претензии: вы не решили вопрос с войной. Потому что у украинцев, несмотря ни на что, остается этот запрос: решите, пожалуйста, каким-то образом этот вопрос без моего личного участия.
Вместо этого я вижу немного другое: «А за что воевать? За Донбасс — территорию, на которой одни предатели остались?» Действительно, отношение к людям, оставшимся на оккупированных территориях, в украинском обществе, скажем так, достаточно специфическое. Украинцы в целом считают, что на оккупированных территориях остались одни «ждуны», поэтому эти территории воспринимаются именно как какой-то кусок земли, а не как люди, которые там живут.
Поэтому вопрос «за что воевать?» мы все чаще слышим и от гражданских, и от уже мобилизованных украинцев.
За власть? Так она не демонстрирует таких изменений в государстве, чтобы воевать за нее и за то государство, которое она строит.
Сейчас мы видим, что у военнослужащих на него вырисовывается универсальный ответ: за побратимов (товарищей по оружию — Би-би-си), за друзей, за близких, которые воюют или погибли. И поэтому, кстати, я уверен, что некая «партия побратимов» в Украине имеет огромные электоральные перспективы, потому что эта сила будет основываться не на лозунгах или на политике, а на простых ценностях — «за своих, за хлопцев, которые там были, которые там погибли».
Би-би-си: Часто в Украине в обычных бытовых разговорах можно услышать, что «вот вернутся хлопцы с фронта и наведут порядок». Как вы относитесь к таким тезисам?
А.А.: Мы видим, что общество тотально — на уровне 70-80% — поддерживает участие военнослужащих и ветеранов в политических партиях или создание ими новых политических сил.
Другое дело, что украинское общество и дальше слепо верит в эту волшебную палочку, с которой кто-то придет и порядок наведет. Мы видели это с Виктором Ющенко, потом с Петром Порошенко, потом с Владимиром Зеленским, но каждый раз реализовывался идентичный сценарий: пик поддержки — разочарование — падение. С тем же Владимиром Зеленским мы это тоже четко видели, и тенденцию падения его поддержки прервало только [начало СВО].
Би-би-си: Как украинцы сейчас вообще оценивают направление движения их государства?
А.А.: Относительное большинство украинцев оценивает направление движения государства как негативное. Время, когда тотальное большинство считало, что мы движемся в правильном направлении, закончилось.
Би-би-си: А когда произошел этот перелом?
А.А.: После неудачного контрнаступления, осенью 2023 года. Тогда начал потихоньку нарастать негатив, и так оно потихоньку двигалось вниз с какими-то колебаниями
Посол Украины в Великобритании, бывший главнокомандующий ВСУ Валерий Залужный возглавил рейтинг доверия украинцев по версии исследовательской компании Socis, сообщает NV.
Опрос был проведен 5−11 декабря 2024 года методом CATI (автоматизированная система телефонных опросов) среди 2000 респондентов старше 18 лет на территориях, подконтрольных правительству Украины.
Согласно исследованию, Залужный так или иначе пользуется доверием почти 72% украинцев (34,9% выбрали вариант «доверяю», еще 36,7% — «скорее доверяю»).
На втором месте оказался руководитель Главного управления разведки Минобороны Украины Кирилл Буданов с результатом 46,7%. Замыкает тройку лидеров президент Владимир Зеленский, которому доверие выразили 40,8% респондентов.
Залужный и Буданов весной 2023 года вошли в тройку самых популярных и влиятельных украинских военнослужащих по версии экспертов, опрошенных NV.
В автобиографии Залужного «Моя война» бывший главком рассказал, как портились его отношения с офисом Зеленского.