Реклама Google — средство выживания форумов :)
Делегаты Поместного Собора 1917-18 года говорили, что уже после революции 1905 года крестьяне отказывались платить за требы, произвольно уменьшали уже оговоренные суммы, да и просто откровенно издевались. После Февральской революции 1917 года ситуация стала еще хуже. Крестьяне отбирали приходские земли, изгоняли священников.
Религиозное состояние той эпохи хорошо описывается делегатами Собора. Вот, например, священник Пономарев приводит слова одной женщины, пришедшей окрестить трехмесячного ребенка: «Я полагала, что с революцией нам дана свобода во всей полноте, так что я могу оставить ребенка некрещеным. Но когда я пришла получать денежное пособие, у меня спросили метрическое свидетельство, и вот я пришла окрестить ребенка и получить свидетельство» [1, c.225].
Одним из наиболее крупных подразделений Собора стал V «Отдел о благоустроении прихода». В этот отдел записалось 152 человека – почти треть участников Собора. Заседания отдела проходили с 31 августа 1917 по 3 (16) апреля 1918 года, всего около полугода.
Просим и молим соборно Великого князя Феодора Алексеевича, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, которые развратники и отступники, по многом церковном учении и наказании и по нашем архиерейском прошении их обращению истинного покаяния явятся противны, святой церкви непокорны, и таких противников бы указал Великий Государь Царь и Великий князь Федор Алексеевич, всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержец, отсылать ко градскому же суду.
Царская грамота о сожжении крестьян Перфилия Осипова, Геннадия Исакова и некоего Трошки (4 декабря 1685 года). Перфилия (Першку) - за пропаганду самосожжения, Стряпчий вологодского архиепископа арестовал трех крестьян-староверов и доставил светским властям, с обвинением, что «они стоят в церковной противности упорно». На следствии выяснилось, что один из обвиняемых – Перфилий (Першка) Осипов - занимался пропагандой самосожжения, по его проповеди в вологодской деревне Сычевой самосожглось 55 крестьян.
Питирим — епископ нижегородский (ок. 1665—1738). П. происходил из простого звания и был сначала раскольником; православие принял, будучи уже в зрелом возрасте и жил в Переяславском Николаевском монастыре в звании строителя. Здесь с ним познакомился царь Петр. Когда в исходе первого десятилетия XVIII в. Петр обратил особое внимание на нижегородских раскольников, он избрал исполнителем своих намерений П. Деятельность П. была первоначально чисто миссионерская; для обращения раскольников в православие он употреблял исключительно средства увещания. Результатом такой деятельности П. явились его ответы на 240 раскольничьих вопросов, изданные, по повелению Петра I, под заглавием «Пращица противо вопросов раскольнических» (1721; повт. в 1726 и в 1752 гг.). По словам А. Опоцкого, «Пращица», опираясь на свидетельствах, возбуждавших сомнения, должна была сильнее укрепить раскольников в той мысли, что раскольническое учение истинное и утверждается на непоколебимых основаниях. Видя неуспех своей миссионерской деятельности, П. мало-помалу перешел к принуждению и преследователям. Его влиянию и советам следует приписать те жестокие меры, которые стали тогда применяться к раскольникам. В 1715 г. Петр I издал указ на имя П., в котором угрожал смертною казнью всем, кто будет препятствовать ему в деле обращения раскольников. В 1718 г. П. предложил Петру целую систему действий против раскольников. В своем «доношении» П. выставлял на вид, что раскольники — вредные люди не только с религиозной, но и с государственной точки зрения, как противники гражданского и церковного порядка. Этих врагов церкви и государства много, до 200 тысяч. Тех из них, которые так или иначе содействуют распространению раскола, следует лишать свободы и наказывать, но при этом действовать негласно: «не худо расколоучителей не явным промыслом смирять». Простых раскольников П. не считал нужным наказывать, но только настаивал на том, чтобы с них «двойной оклад ежегодно был правим». Попов, укрывающих раскольников, П. советовал разыскивать и строго наказывать; раскольников в старосты и бурмистры по городам и селам не выбирать на том основании, что они притесняют православных. Предложения П. скоро получили практическую силу. В помощь ему Петр назначил капитана гвардии Ржевского; командированы были светские чиновники и к другим духовным лицам, занимавшимся борьбою с расколом. Инструкция, данная Ржевскому, являлась не чем иным, как повторением «доношения» П. С приездом Ржевского, который должен был действовать по совещаниям с П., начались преследования раскольников; многие из них бежали; П. изыскивал меры, чтобы предупредить эти побеги. С 1718 по 1725 г. в Нижегородской епархии открыто было раскольников до 47 тыс. чел.; из них до 9 тыс. приняли православие; часть записалась в двойной оклад, так что за 1718 и 1719 гг. Ржевский собрал с 19 тыс. человек около 18 тыс. руб.; упорных монахов ссылали на вечное заточение в монастыри, а мирян наказывали кнутом и отправляли в каторжную работу. Имя П. произносилось раскольниками с омерзением; про него складывались разные легенды. В 1720 г., напр., судили одного раскольника за то, что он распространял, «будто де оного вора Питиримку, раскольнического гонителя, в С.-Петербурге сожгли». После смерти Петра I деятельность П. значительно ослабела; он уже не встречал прежнего сочувствия и поддержки в высших правительственных сферах. В царствование Анны Иоанновны П. был назначен непременным членом синода, но скоро умер. Ржевский оставался при нем до 1728 г. Ср. А. А. Опоцкий, «Преосвященный Питирим, епископ Нижегородский, как деятель против раскола» («Христианское чтение»,1874, № 10 и 11); Н. Сахаров, «Деятельность Питирима Нижегородского против раскола» («Странник», 1881, №№ 1, 2, 3 и 8); Н. И. Субботин, «Материалы для истории раскола» (т. III); «История Нижегородской иерархии»; Г. В. Есипов, «Раскольничьи дела XVIII ст.». «Доношение Питиримово» о раскольниках напечатано в «Чтениях в обществе Ист. и Древ.», 1860, IV.