э.х.>> в СССР был чёткий образ будущего
В.Б.> Кроме общих фраз - "бесклассовое общество", "каждому по потребностям, от каждого по способностям" и т.д. - ничего конкретного. Был хоть один фильм про состоявшееся светлое Коммунистическое Завтра? Ни одного. То-то же....
да пожалуй что вся советская кинофантастика (за исключением может амбивалентной Лунной радуги и конечно Тарковского) излучает романтико-героический гуманизм.
её, правда, было не так много на экранах
но если ретроспективно посмотреть - куча всего
ну Отроков во вселенной-то все смотрели))
"склонен к доброте, сколнен к любви, склонен к труду, склонен к дерзанию"
гораздо больше этого идеального завтра было в книгах
мой образ коммунистического будущего сложился под влиянием ранних Стругацких и Ивана Ефремова
свободный от эксплуатации и подавления личности мир, устремлённый к разгадыванию тайн бытия
я хотел жить в таком мире, можно сказать, даже мечтал
позже, где-то к старшей школе, я стал приходить к чему-то такому же, к чему пришли сами Стругацкие:
Слова «коммунизм», «коммунист», «коммунары» – многое значили для нас тогда. В частности, они означали светлую цель и чистоту помыслов. Нам понадобился добрый десяток лет, чтобы понять суть дела. Понять, что «наш» коммунизм и коммунизм товарища Суслова – не имеют между собой ничего общего. Что коммунист и член КПСС – понятия, как правило, несовместимые. Что между советским коммунистом и коммунизмом в нашем понимании общего не больше, чем между очковой змеей и интеллигенцией. Впрочем, все это было еще впереди. А тогда, в самом начале 60-х, слово «коммунизм» было для нас словом прозрачным, сверкающим, АБСОЛЮТНЫМ, и обозначало оно МИР, В КОТОРОМ ХОЧЕТСЯ ЖИТЬ И РАБОТАТЬ.
э.х.>> а вот у нынешней России чёткого образа будущего действительно, увы, нет
В.Б.> Как нет? Целью любого государства является обеспечение высокого уровня жизни и безопасности граждан. Больше ничего и придумать нельзя. Всякие амбициозные цели государства, мотивированные хотелками их лидеров, типа установления "нового мирового порядка" (см.Рейх №3, Наполеон, и т.д.) - всегда справедливо наказываются.
высокий уровень жизни и безопасность можно при желании обеспечить и рабам.
мне ближе модель Инглхарта, где ценности, обеспечиваемые государством гражданам, делятся на две группы:
ценности выживания (безопасности)
и ценности самовыражения (гражданские свободы)
соответственно, его диаграммы распределяют страны на те, где доминирует первый кластер, и где второй.
можно догадаться, где мы
еды, китайскийх машин и силовиков нам хватает
а вот с ценностями самовыражения беда