Что принципиально! В картине мира той команды, которая приходит в США, Китай вообще главный конкурент, его надо всячески ущемлять. Исходя из этого, соответственно, им есть что предложить индийцам. Особенно учитывая, что китайская рабочая сила теперь не такая дешевая, как была. А в Индии, наоборот, безработица и много желающих. Я имею в виду и саму Индию, и сопредельные с ней страны: Пакистан, Бангладеш.
То есть в Большой Индии очень много желающих работать на тех условиях, на которых раньше всегда работали китайцы. Там довольно дружественный режим по отношению к любым иностранным инвестициям. Там плотно сидят крупнейшие инвестфонды и структуры. Да, у индийцев сейчас есть шанс перехватить лидерство в какой-то части или как минимум побороться за статус мировой фабрики. Я думаю, это главный пункт в американской стратегии — сделать не одну мировую фабрику, а две. Кроме китайской, еще и индийскую, чтобы они конкурировали между собой.
Говоря, что капиталисты готовы продать нам веревку, на которой мы их повесим, В. И. Ленин намекает на то, что капиталисты ослепленные жаждой денег не замечают, что своими действиями они приближают собственную смерть.
И всё же назревающие поразительные тенденции позволяют предположить, что "Трамп 2.0" действительно представляет собой исторический переломный момент именно того масштаба, который представляют себе Маск и Дугин. Повсюду, от Европы до Азии и обеих Америк, люди, которые на протяжении многих лет превозносили так называемый либеральный, или "основанный на правилах", международный порядок, проходят различные стадии цикла горя по Кюблер-Росс (отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие). Сторонники противоположных убеждений, "нелиберального" правления авторитарных лидеров, ликуют: от Виктора Орбана в Венгрии до Биньямина Нетаньяху в Израиле или Нарендры Моди в Индии.
Если Маск окажется прав в своем предположении о том, что Трамп установит новый порядок, а Дугин прав, говоря о поражении глобалистов, то на "американский век" опускаются сумерки. Вот что это значит.
США откажутся от режима относительно открытой и регулируемой торговли, созданного ими в период после Второй мировой войны. С помощью обещанных Трампом масштабных тарифов Вашингтон вместо этого откроет эру торговых войн в стиле "разори соседа" (политика, направленная на повышение благосостояния граждан своей страны за счет благосостояния соседних стран. — Прим. ИноСМИ) и экономического национализма, похожего на курс, которого власть придерживалась в 1930 годы.
Наряду с этим он, хотя и постепенно, сделает устав Организации Объединенных Наций таким же бессмысленным, какой сделалась Лига Наций в 1930-х годах. Сегодня этот черновик мировой конституции и так уже выглядит потрепанным, поскольку Россия и Китай (и США, когда им этого захочется) постоянно продолжают попирать его идеалы.
Но Трамп пойдет еще дальше, отбросив такие принципы, как суверенитет и целостность всех стран, больших и малых. Вместо этого он будет заключать сделки с лидерами-автократами, чтобы нарезать "сферы влияния", как поступали европейские империи в XIX веке. Для небольших стран такая политика будет иметь катастрофические последствия. И первой жертвой, вероятно, станет Украина.
Еще одной жертвой окажется международное право, воплощенное в таких международных институтах власти, как ООН (авторитет которой многие республиканцы-сторонники идеологии MAGA хотят развенчать) до Международного суда и Международного уголовного суда в Гааге. На их место придет закон джунглей: "кто сильнее, тот и прав". Прощайте, Кант и Гроций, да здравствуют Фукидид и Гоббс.
По мере того как Трамп будет разрушать основы многосторонности в целом, он будет отказываться и от других проявлений международного сотрудничества, в частности от системы союзников США. Республиканец может решить не выходить из НАТО, но он подорвет оказываемый альянсом на противников сдерживающий эффект, поскольку станет воспринимать обязательства Америки по взаимной обороне внутри организации как шантаж. Трамп будет придерживаться того же подхода к отношениям с союзниками и в Азии, где действующий президент Джо Байден так стремился построить новые миниальянсы для передовой обороны, призванные сдержать Китай.
..В то же время, внешняя политика Трампа будет иметь весьма любопытные последствия. Вместо утверждения американского превосходства Вашингтон увидит, как почва уходит у него из-под ног. Если Трамп выполнит свое предвыборное обещание и понизит градус напряженности в отношениях с Россией, одновременно продолжая оказывать давление на Китай, он может непреднамеренно ускорить дрейф в сторону многополярного мира. Покончив с враждебностью по отношению к российскому президенту Владимиру Путину, Трамп косвенно признает, что Россию невозможно подчинить, и что стремление Москвы к региональной гегемонии вполне легитимно — так как Россия имеет право на собственную сферу влияния. Это подтвердит правоту многих стран Глобального Юга, которые уже давно утверждают, что определяющим фактором в международной системе является не неоспоримая гегемония Америки, а более сбалансированный порядок, в котором США должны избегать импульсивной внешней политики однополярности, отдавая предпочтение расчетливой сдержанности. Развивающиеся страны будут и дальше относиться к Китаю и к России как к важнейшим центрам силы и власти, используя любые возможности для получения уступок в сфере экономики, безопасности и технологий посредством таких платформ как Шанхайская организация сотрудничества, которая является многосторонним объединением под руководством Китая. В раздробленном миропорядке, характерной чертой которого является соперничество и деловой прагматизм, политика Трампа будет вести к усилению рычагов влияния Глобального Юга, а это даст ему больше возможностей настраивать великие державы друг против друга.
Безусловно, Глобальному Югу не хватает единства и ресурсов, чтобы затупить самые острые края внешней политики Трампа. При Трампе США по-прежнему будут пользоваться неоспоримым влиянием, задавая международную повестку и формируя глобальные правила. Вашингтон сохраняет способность задействовать методы экономического принуждения, дипломатическую изоляцию и даже военную силу для подавления серьезных попыток развивающихся стран бросить вызов американским предпочтениям. Но усиление влияния Глобального Юга и рост геополитического самосознания его народов полностью изменили динамику глобальной власти. Правительству США при Трампе и при его преемниках будет все сложнее игнорировать усиление политического веса тех государств, которые раньше были вынуждены прозябать на обочине. Трамп в своем стремлении утвердить американскую гегемонию столкнется с миром, которым стал менее послушным и сговорчивым, чем ему кажется.
Источники во дипломатических кругах утверждают, что первым в политической повестке стоит возобновление диалога с Владимиром Путиным. Президент хочет сделать завершение украинского конфликта, продолжающегося четвертый год, главным достижением своего второго срока. Это придаст импульс внешней политике Трампа.
Использование денег налогоплательщиков на чужие конфликты противоречит принципу "Америка прежде всего". Для избирателей Трампа российская СВО и суверенитет Украины не имеют значения. Поэтому ему нужен прямой диалог с Путиным.
Конечно, у каждой стороны своя правда, и для Путина абсолютным условием завершения конфликта является улучшение ситуации на фронте и стабилизация положения в четырех подконтрольных России районах (Донецкой, Луганской, Запорожской и Херсонской областях). Для Владимира Зеленского завершение конфликта с утратой территорий будет унизительным. Но дальнейшей военной помощи от Трампа ждать не приходится, а методам "торговой дипломатии" нового американского лидера трудно противостоять.
С одной стороны, Трамп открыто считает Китай врагом (Байден называл его "конкурентом"), с другой – называет Си Цзиньпина и Путина "крутыми парнями". Трамп делает жесткие замечания в адрес Пекина, но в то же время на пресс-конференции 13 декабря 2024 года заявляет об успешном диалоге с китайским лидером, и говорит, что вместе они могут решить любые мировые проблемы. В интервью телеканалу NBC 19 января президент США заявил: "У нас хорошие отношения с Си. После вспышки COVID-19 они прервались.... Но мы болтали в X (ранее — Твиттер)".
Пусть это всего лишь дипломатический жест, но Трамп пригласил китайского лидера на инаугурацию. Церемонию посетит заместитель председателя КНР Хань Чжэн. По информации китайского государственного информационного агентства "Синьхуа", а также страницы Трампа в соцсетях, 17 января состоялся телефонный разговор двух лидеров.
Стратегия нового президента США в отношении Китая заключается в использовании рычагов воздействия: пошлин и военной силы (Седьмой флот), а, кроме того, в его способности угрожать, балансируя на грани серьезности и преувеличения. Во время президентской кампании Трамп пообещал ввести 60-процентный тариф на весь китайский импорт. В случае невыполнения требований Вашингтона он обещал создать специальную налоговую службу, которая будет заниматься исключительно импортными товарами.
Все англоязычное пространство. И Новую Зеландию можете добавить, если хотите. И Канада, конечно. И мы в системе власти, в которой наши руководители – будем называть вещи своими именами, представители наших олигархий – подчиняются. Для нас важно, мы верим в важность поддержания хороших отношений с нашими хозяевами. Но за пределами американской сферы влияния создается очень ясное представление – как в последней книге министра иностранных дел Индии – все, кроме нас, считают, что США пребывают в упадке. И все остальные с начала конфликта, с момента, когда они увидели, что Россия сопротивляется, держит удар, те страны, которые русские называют мировым большинством, они были очень удивлены. Это та часть мира, которую экономически эксплуатировал Запад, и остаток мира в действительности ждет победу России как освобождения, они не считают, что США сейчас на подъеме. <…>
Об общемировых тенденциях: мне как никогда сложно понять, что происходит. И я понял, почему: дело в том, что происходящее – в плане окончательного и конкретного – это победа России на востоке, мы вот-вот потерпим поражение. Западный лагерь вот-вот проиграет, и проиcходит географическое перераспределение. Происходит, в общем, такой бардак. Европа в своем состоянии невероятной экономической стагнации, политические системы зашли в тупик.
Вот поэтому все в таком воодушевлении: волшебный Трамп придет к власти и начнет переговоры или, скорее, вмешается в переговоры между россиянами и украинцами. Предположение само по себе смешное, потому что и так этот конфликт ведется между американцами – посредством их прокси, украинцев, и русскими. Но русские прекрасно знают, и так уже и говорят, что если американцы что-то подпишут, украинцы что-то подпишут – соглашение о прекращении огня, каких-то линиях или что-то такое – это будет лишь чтобы перевооружить Украину и начать заново лет через десять, как в последний раз… Что означает, что переговоров не будет, никаких, и русским – чтобы защититься и потому что они не смогут повторить те усилия, которые предпринимают сейчас, – им придется уже сейчас использовать все возможности, чтобы обеспечить свою безопасность. И поскольку британские секретные службы использовали Одессу, чтобы отправлять дроны в сторону Севастополя, взятие под контроль Одессы и Одесской области воспринимается русскими как необходимая задача. Им надо дойти до Днепра, чтобы они контролировали восточную часть Киева и установили там лояльный им режим. Переговоров не будет. И все потому что американская политика, как вы напомнили, гендерфлюидна – они меняют пол, меняют и отменяют договоренности, они в вечно изменчивом состоянии, в этом и есть весь упадок. <…>
В будущем неизбежна борьба США и России за поставки энергоносителей. Если Трамп хочет, чтобы влияние США на европейском рынке усилилось, ему обязательно придется снизить долю экспорта со стороны компаний "Газпром" и "Ямал".
В большой трехсторонней игре между Россией, США и ЕС Трамп и Путин уверены в одном – Европа, несмотря ни на что, готова платить, ведь она лишилась геополитической силы и больше не может быть сильным игроком в этой шахматной партии.