Luchnik>> Дык в том то и разница. Одно дело, когда люди совершенно умышленно были убиты по твоему приказу, за конкретные вины и прегрешения(оставляем в стороне уже рассуждения о реальности/мнимости их вины). А совсем другое дело - несчастный случай, фактически. Просто в гневе ударил.
U235> Ударил что-ль неумышленно? Если верить наговаривающим на Ивана, то вполне умышленно, хоть и в гневе. То есть - виновен в смерти своего сына.
Ну, тут у нас уже пошёл терминологический спор. У нас не Запад, у нас нет "умышленного убийства" или "непредумышленного убийства". У нас "убийство" по 105 ст. УК - всегда умышленное деяние. Но есть ещё 109 ст. УК - там "Причинение смерти по неосторожности". А ещё есть 107 ст. УК - там про аффект. Короче - выбирай на любой вкус.
Ну и вот как-то ты перегибаешь про "наговаривающих". Как раз про умысел большая часть не пишет. Что вот задумал И4 сына убить и убил. Наоборот, пишут про случайный характер произошедшего.
Luchnik>> Почему Иван Иванович должен там быть? Он не был казнён по приговору.
U235> Потому что синодик - это не уголовное дело. Это те, в смерти которых Иван САМ считал себя виновным перед Богом. Отчет перед своей совестью и Богом так сказать. Если он разбил посохом Ивану голову и это послужило причиной его смерти, как утверждают злопыхатели, значит он бы и в этом считал себя виновным перед Богом и записал бы Ивана в синодик.
Нет, тут всё не так. Синодик - это работа над ошибками. Дело в том, что казнённых в Опричнину часто намеренно казнили без исповеди. Что автоматом закрывало путь в Рай. И вот уже к концу жизни, в 1583г. И4 таки приходит к выводу, что переборщил и накосячил и решает это дело как-то исправить. Понятно, что людей на этот свет не вернуть, но вот можно улучшить их посмертное существование. И для этого нужно за них усиленно молиться. Потому и был составлен Синодик. Было его несколько десятков копий, которые были разосланы по значимым монастырям.
Важно. Синодик был написан как некий итоговый документ жертв Опричнины в то время, когда самой Опричнины уже не было. Оригинал Синодика не дошёл до нашего времени. Но точно установлено, что там отнюдь не все жертвы были записаны. Нет, например, псковичей. Некоторые годы просто пропущены.
Посмотри, как Синодик начинается :
"в Опричнину избиенных" - на современном языке.
Как в таком списке мог вообще оказаться его сын?
Luchnik>> Думаю, что сам В. А. особо ничего не мутил.
U235> Какая разница то? Главное что окружение мутило, а он особо и не возражал. Просто вопрос в конце концов встал ребром: или Иван убирает Старицкого, или окружение Старицкого убирает Ивана.
Так вопрос никогда не вставал, на самом деле. Единственный реальный момент - это когда И4 сильно разболелся, и в элитке начались шатания. Кто будет следующий царь - брат И4 или его малолетний тогда сын Иван.
Всё остальное время после - Старицкие были покорны и никакой угрозы для И4 не представляли. Не было такого, что между ними шла какая-то борьба с переменным успехом.