Визит китайского лидера в страны Европы проходил на фоне резкого усиления давления Вашингтона на Пекин. Китай хотел бы заручиться прагматичным сотрудничеством суверенных европейских элит и отстоять свои экономические интересы.
// monocle.ru
После недавнего ультиматума Вашингтона, потребовавшего от Китая сократить свои производственные мощности и прекратить торговлю с Россией товарами, которые американцы относят к «двойному назначению», визит Си в Европу приобрел еще более важное значение. Если США реализуют свои угрозы и введут против Китая широкомасштабные экономические санкции, то для Пекина будет жизненно необходимо, чтобы ЕС не присоединился к ним.
Несомненно, Вашингтон продолжит вводить ограничения против высокотехнологичной китайской продукции вне зависимости от того, примет ли Пекин последний американский ультиматум. В случае непослушания санкции будут введены быстрее, а в случае подчинения американским требованиям лишь растянутся во времени — вот и вся «награда» за послушание. Кроме того, подчинившись США, китайские власти явно разочаруют множество стран глобального Юга, начинающих присматриваться к Пекину как к альтернативному полюсу влияния. А эти геополитические убытки в конечном счете обойдутся Китаю на порядок дороже любых американских торговых ограничений.
Политическая поддержка, полученная в ходе визита Си от европейских лидеров, становится очень важной. Если, например, Франция ответит американцам отказом и не присоединится к антикитайским санкциям, США точно не смогут добиться таких шагов от Бразилии или ЮАР.
Кроме того, ЕС интересен для Китая не только как рынок сбыта, но и с точки зрения доступа к передовым технологиям.
И наконец, Пекин беспокоит судьба своих инвестиций, уже сделанных в страны Европы, в частности в инфраструктуру восточноевропейских стран. Китай хочет получить гарантии, что даже в случае возможного военного конфликта из-за Тайваня они не будут изъяты или заморожены по примеру российских суверенных и частных вложений в европейскую экономику.
Пекин полагает, что в отличие от вопроса введения антироссийских санкций, в котором США и ЕС проявили единство, антикитайскую коалицию он сможет без труда расколоть. Большинство стран Европы ничего не имеют против дальнейшего экономического и технологического развития Китая — у них нет американского страха утратить звание мирового гегемона. Даже возможный конфликт из-за Тайваня с участием США, в отличие от украинского конфликта, не угрожает Европе ни притоком беженцев, ни возможностью распространения военных действий на ее территорию.
...
В отношении Китая Макрон в течение последних лет проводил последовательно дружественную политику. Возможно, причиной тому послужило оскорбление, мимоходом нанесенное Франции Соединенными Штатами в сентябре 2021 года. Тогда Вашингтон в спешке сколотил антикитайский военный блок AUKUS в составе Австралии, Великобритании и США. И пообещал передать австралийцам технологии строительства атомных подводных лодок. В итоге Канберра разорвала заключенный с Парижем контракт на строительство 12 подлодок стоимостью 66 млрд долларов.
Этот американский удар по ВПК Франции не был случайным. Ранее, согласно сообщениям западных СМИ, Макрон на саммите G7 в Великобритании резче других коллег раскритиковал идею президента Джо Байдена о присоединении всех стран «семерки» к антикитайской военно-экономической коалиции.
В конечном счете Франция получила от Австралии 585 млн долларов компенсации за разрыв контракта, но «осадочек» явно остался.
В апреле прошлого года Эммануэль Макрон и председатель Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен одновременно посетили Китай. Фон дер Ляйен, намекавшая на возможность введения ЕС пошлин на китайские товары, была встречена прохладно. А Макрону китайский лидер Си Цзиньпин устроил пышный прием и даже пригласил посетить бывшую резиденцию своего отца в городе Гуанчжоу.
По возвращении из Китая французский лидер заявил о необходимости стратегической автономии Европы, что позволит ей стать третьей сверхдержавой. «Парадокс заключается в том, что, охваченные паникой, мы считаем себя просто последователями Америки», — заявил тогда Макрон.