[image]

Россия, которую мы потеряли © - 2021

Продолжаем тут
 
1 82 83 84 85 86 87 88

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Iva> то что здесь описано - это условия жизни гастарбайтеров. Т.е. крестьян приехавших в город на заработки в зимнее время.
Iva> Его волнует только сколько он денег привезет домой в деревню. А жилье должно стоить минимум.

Да-да, конечно. Только про них (ну ладно, оставим за скобками, что даже полгода держать человека в абсолютно скотских условиях - это в порядке вещей, да всего ж в течение полугода, что вы, право, чем недовольны?).

А что там пишут и про семейных в таких же условиях - не, это не видим.
   97.0.4692.9997.0.4692.99

Iva

Иноагент

бан до 04.01.2025
Fakir> Да-да, конечно. Только про них (ну ладно, оставим за скобками, что даже полгода держать человека в абсолютно скотских условиях - это в порядке вещей, да всего ж в течение полугода, что вы, право, чем недовольны?).

человек сам выбирает такие условия. У него дома немного лучше.
Ты в избе бывал (музее того времени)? там все вместе и даже без перегородок. Одна теплая комната на всех зимой.

Fakir> А что там пишут и про семейных в таких же условиях - не, это не видим.

так семьями ездили на заработки в город. Не все, но существенно.

Вся критика и ужас описания исходят из людей с совсем другим уровнем жизни и другими привычками - когда отсутствие собственной комнаты - это кромешный ужас. А для подавляющего большинства страны тогда - это норма.
   131.0.0.0131.0.0.0

HT

опытный


А.И. Шингарёв. Вымирающая деревня. 1907.С. 139:
Грудных детей носят не очень аккуратно и не все матери готовы носить детей почаще, на указания большой опасности летней поры для самых маленьких детей, большую смертность их в это время сльшатся и до сих пор иногда пророческие ответы матерей: «Вот еще, что выдумали! Да если бы дети не мёрли, что бы с ними и делать, и так самим есть нечего, скоро и избы новой негде будет поставить!» Этот беспощадный вывод житейского реализма указывал я в своём отчёте за 1900 год, это суровое умозаключение полуголодной крестьянки могло иметь место только в некультурной среде безземельной деревни, очерствившей душу и озлобивший ум вечной погоней за куском хлеба. Тут усиленная смертность детей не является нежелательным антисанитарным явлением, не призаётся за "народное бедствие", не требует борьбы. Смерть - желанная избавительница от лишнего рта для родителей, от бесконечной безысходной нужды для ребёнка.
 

Горячий привет РКМПшникам.
   131.0.0.0131.0.0.0

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Iva> человек сам выбирает такие условия.

Ага-ага, выбор у него широчайший. Не хочет есть хлеб с лебедой или ивовой корой? (а чо, есть же выбор!) Так пусть ест пирожные! (выбора еще больше!)

Iva> У него дома немного лучше.

Это верно. Может и еще хуже порой, кто его знает.
О чём и речь - вот весь этот градус убожества. Который скорее растёт, т.к. аграрное перенаселение.

Iva> так семьями ездили на заработки в город. Не все, но существенно.

Как раз в случае отходничества очень малая доля семейно.

Iva> Вся критика и ужас описания исходят из людей с совсем другим уровнем жизни и другими привычками - когда отсутствие собственной комнаты - это кромешный ужас. А для подавляющего большинства страны тогда - это норма.

Это так. Но в том-то и хтонический ужас, что подобная ж.па была нормой.

(и это та самая вещь, к-й не понимают обличители бараков, коммуналок и тем более хрущовок - последние самые смешные люди)
   

Iva

Иноагент

бан до 04.01.2025
Fakir> Это так. Но в том-то и хтонический ужас, что подобная ж.па была нормой.
Fakir> (и это та самая вещь, к-й не понимают обличители бараков, коммуналок и тем более хрущовок - последние самые смешные люди)

так понимаешь, кроме описанных условий - было нормальное жилье для рабочих.
а при СССР до Хрущева - нормой стал тот хронический ужас.

а отдельная комната была уделом мизерного количества людей. Только в 2000-х их количество стало большим.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Мемуарная литература - генерал М.Коробейников о своём детстве. Это 1920-е, но глухая деревня, там, скорее всего, бОльшая часть повседневных привычек, обычаев, взаимоотношений, взглядов на жизнь еще во многом совпадает с 1900-1910-ми. В любом случае, это безусловно описание "России, которую мы потеряли", которой больше (наверное?) нет - хотя по множеству моментов остаётся только радоваться, что такого больше нет.
Особенная ценность в том, что о собственном жизненном опыте рассказывает доктор психологических наук - т.е. человек имеет и общее понимание и широту взглядов, и личный взгляд изнутри, т.к. он вышел из этой среды. Аналогов для 1900-1910-х, вероятно, просто нет - имею в виду, людей, вышедших из среды самого бедного крестьянства, и способных ретроспективно рассмотреть и рассказать свою жизнь и окружающую действительность с позиции современного образованного человека.



Бабка Парашкева, моя бабушка по отцу, рассказывала не однажды, что родился я в поле, во время ржаной страды. Естественно, не было рядом ни врача, ни медицинской сестры.
"Были кругом мужики и бабы, - как-то вспоминала она о моем рождении, - дак ведь от них что проку. Одна надёжа на бога да вот на эти самые, - бабушка протягивала ко мне жилистые, узловатые старые руки. - Вот этими самыми я приняла только у Серафимы, у матери твоей, шесть младенцев до тебя. Ты был седьмой, потому и счастливый. И после тебя троих. Все живы были. Последних двух матерь твоя в больнице принесла, так те померли".

В другой раз бабка Парашкева вспоминала (признаться, я любил слушать ее рассказы):
"Отец-то твой, а мой сын Егор Ефимович, зимой дома не жил, и так было до той самой поры, когда коммуна образовалась. Уезжал на заработки в Вахруши, на кожевенный завод. Здоров больно был: кожи носил. Зим, поди, двадцать эдак-то. Годов с двенадцати пошел. А летом крестьянствовал: пахал, сеял, жал, молотил. Ну, как мужик. Потом, когда в возраст вошел, женился на Серафиме, на матери твоей. Из Шаляпинок взял. В своей деревне, на Малом-то Перелазе, не нашел, вишь ли. Приедет, бывало, с заработков, мы уж его ждем как бога, а он только гостинцев да подарков привезет, всю деревню одарит. Да и проку что: денег никогда не привозил, то ли проедал, то ли пропивал, то ли еще на кого расходовал. Вот он приедет с заработков, не успеем оглянуться - лето у нас короткое, - а уж уезжать пора. Только уедет, глядишь, а по деревне слух идет: "Егор Перелазов ушел на заработки, а Серафима-то опять тяжелая". Больно уж мать-то твоя приемистая баба была.

А вот уж перед тобой-то Егор до глубокой осени дома задержался. Как сейчас помню, только на казанскую, в октябре, отчалил. В тот год ранняя зима была. Утром на санях уехал. Жалко ему, видно, с Серафимой было расставаться. В тот приезд почему-то уж больно он ее взлюбил. Не то что в прежние разы - все больше пил с мужиками. Говорят, в Вахрушах-то баба у него была. А тут незнамо почему уж так за матерью ходил, как за молодой. Любил, видно, окаянный. Да и, правду сказать, было за что. Баба она была баская больно. Ни один мужик мимо не пройдет, каждый норовит поговорить, да посмотреть, да ущипнуть ее. Ну, я ругалась, конечно. Уж так он ее любил в тот раз, будто женился на ней в первый год. А кто на казанскую женится, известное дело, тот счастлив с бабой-то будет. Вот в тот приезд Егора они тебе жизнь-то и дали. Потому ты баской такой. Нет, все у Серафимы хороши, ничего не скажешь, а ты лучше всех, бастее, или, как сейчас говорят, красивше.

Вот он, отец-то твой, любил-любил Серафиму, ходил-ходил за ней все лето да на три года и пропал. Вернулся от бабы-то той, от городской-то, дак ты уж совсем большой был, бегал и матери подсоблял.

Ну и что же? Родился ты как раз в ильин день, когда страда ржаная заканчивалась. Убирали рожь, значит. Все лето было сухое. Рожь была плохая, да и та осыпалась, дак не только мужики и бабы вышли в поле, но и старики, и старухи, и дети малые. В страду-то вся деревня будто вымирает. Никого нет, все дома пустые. Никто не ходит и не ездит. На улице, на дороге пыль лежит, чистый бархат. Собаки не увидишь, не то что человека какого.

Вообще-то на ильин день у нас в поле прежде не работали. Вся деревня гуляла. А тут глянь - рожь осыпается. Делать нечего, пошли-повалили. И Серафима пошла, хотя тяжелая была, все знали. Кланялась она, кланялась ржи - матушке-кормилице, мучилась. Дак ведь известное дело наше бабье: в первые дни, как начнешь жать, поясница болит, разламывается, а вожнешься, так ничего. Вот будто и ничего, жнет баба и жнет, и горя мало. А потом, когда уже совсем знойко стало, смотрю, взяла мати-то твоя да упала. Ты тут и закричал на все поле, такой горластый был. Живучий, думаю.

И вот, гляди, положили тебя на солому. Потому тебе все-то бог и дает - и разуму и веселья, - что ты на первой соломе родился, на ильинской перине спал. Знамо дело, ильинская солома - первеющая деревенская постель. К тому же новиной белой, совсем новехонькой покрыт был - Серафима, та в единоличной жизни ткать любила, мастерица была.

В тот ильин день до обеду жарко было, первый гром страсть как грохотал. А после обеду будто осень началась. Сначала тучи-то на небе все по ветру шли, а тут против ветру поплыли, испугали всех. Вот когда к вечеру с поля пошли, проливной хлынул. У нас ведь ильинским-то дождем каждый умыться норовит - от призору да болезней хранит. И тебя приоткрыли, когда несли, тоже водой из-под грозы окатили, чтобы здоров был. Это ведь сейчас их, паразитов (так бабушка называла своих правнуков), тетешкают. Раньше-то куды проще было: здоровый - так жив будет, а больной - так туды ему и дорога, прости меня, господи.

Вечером, помню, баранью голову на стол поставили. Не для тебя, конечно, припасли, не подумай, да пригодилась - все какой-никакой человек родился. А ночью от грозы Содомовцы загорелись - вот страху было!

Ты ведь мне больно дорог! Я, а никто другой, принимала тебя, пуповину перегрызла сама. Бабы-то, бестолковые, серп подают мне. А я вот этими самыми. - Тут бабка Парашкева открывала рот и пальцем тыкала в остатки того, что некогда называлось зубами. - Только они тогда, не подумай, были крепкие да белые, будто репа".


   
+
+1
-
edit
 

Fakir

BlueSkyDreamer
★★★★☆
Fakir> Мемуарная литература - генерал М.Коробейников о своём детстве.
Fakir> profilib.org



За молоком для Саньки
...

Когда Санька подрос и ему пошел второй год (а мне пятый), у мамы иссякло молоко; она натерла соски красным астраханским стручком и отучила Саньку сосать грудь.
Вот весной-то и возникла во мне особая нужда. Оказалось, что наша корова недойная, или, как говорили в деревне, переходница, межмолок. Саньку кормить стало нечем. Надо было у кого-то просить молока для Саньки.

Сначала мы с мамой пошли к тетке Анне, маминой двоюродной сестре. Вдвоем с мужем тетка Анна жила в новом доме с железной крышей. Муж ее, Алеша-зять, был работящий и скупой мужик. Но мы знали, что у тетки Анны три коровы и телка, и потому шли уверенно и спокойно.

Придя к Анне, мама начала разговор:
- Не дашь ли, Аннушка, хоть сулеечку в день для Саньки? Совсем нечем робенка кормить. Заумрет ведь.
Анна нас обидела:
- Ты, Серафима, к чему это брюхо-то больно распустила? Что ни год, то робенок!
- Дак ведь че делать-то! - оправдывалась мама. - Бают, в городе че-то делают, а уж нам куда. Мы рожать должны.
- Ну дак и плоди нищих-то. Мало их у нас по Расее-то ходят.


Обе стояли, надувшись друг на друга. У тетки Анны детей не было. Но она, показалось, смягчилась:
- А потом я те, Серафима, что скажу: Алексея бы спросить надо. Кабы не обиделся. Он хозяин-то.
- Да как же, Аннушка, - удивилась мама, - какой же он хозяин? Он же в дом к тебе вошел. Какой же он хозяин?
- А вот какой-никакой. Может, для тя мужик-то и ниче не значит, а я без него не могу решиться.

Мы долго ждали Алешу-зятя. Тетка Анна угостила нас шаньгами - не чужие мы с ней, слава богу.
Оказалось, что ждали напрасно. Алеша-зять был неумолим:
- Дак ведь мы, кума, молоко-то сдаем на маслозавод в Шаляпинки. Как же, выходит, из-за твоего робенка контрак разрывать?

Тогда мы с мамой пошли в Шаляпинки, к другой ее двоюродной сестре, тетке Дарье, и та пообещала давать ежедневно для Саньки молока от своей коровы.
- Много я тебе дать не могу, - говорила она, - у меня у самой их трое. А чем, как не молоком, кормить их будешь при нашей-то жизни? Сулеечку утром налью. Мы не чужие, слава богу.
Мы с мамой из Шаляпинок вернулись веселые.
- Есть же добрые люди, - рассказывала мама всем, - у самой трое на молоке сидят, а поди ты, нальет сулеечку.
Обязанность ходить за молоком для Саньки была возложена на меня. До Шаляпинок от Малого Перелаза была одна верста. Если идти напрямик, то и того меньше.

...

Иногда молоко раньше времени начинало скисать. И мне было обидно до боли и горько до слез от слов мамы:
- Вишь, молоко-то дрогнуло. Ты смотри, Ефимка, не отпивай от сулейки-то. Мотри, скиснет.
Я с обидой и горечью отвечал:
- Пускай тогда Василей ходит, если не веришь мне. Уж он-то тебе принесет в сулеечке.
Василий мне как-то уже говорил:
- Ты молока-то немного пей. А чтобы не заметили, так в сулеечку воды подливай. Не будь дураком-то.
А мама, предвидя возможность таких проделок, говорила:
- Ты, Ефимка, не дай бог, воды в сулеечку-то не налей. Санька помрет.
Мне не хотелось, чтобы Санька умирал. Поэтому советом брата я не воспользовался ни разу.

...

Иногда молоко, которое я по-прежнему ежедневно ношу от тетки Дарьи, скисает.
- Слышь, Серафим! - кричит маме бабка Парашкева. - Молоко-то задохлось под крышкой. Эдак-то хоть ведро принеси, не хватит.
Мама говорит, что сбегает в деревню, попросит у кого-нибудь крупы или муки и что-нибудь сделает, чтобы молоко не пропало. Но бабка Парашкева возражает:
- Ох, испотачишь ты свово Саньку. Вишь, приучила к молоку, избаловала. Повадки какие завел, жевку не хочет. Барин какой растет!

...


   
+
+2
-
edit
 
HT> А.И. Шингарёв. Вымирающая деревня. 1907.С. 139:
HT> 403 Forbidden
HT> Горячий привет РКМПшникам.
Царизм был проводником колониализма .
Более 70 процентов собственников в России тогда были иностранные банки или концессионеры.
Это было "развитие" России по Африканской схеме.
С той только разницей , что вместо негров из африканских деревень работали крестьяне из российских деревень.
Сильно ли развилась Африка за двести лет колониальной схемы ?
Нет , осталась бедная.
Это же ждало и Россию , если бы не Октябрь 1917.
Просто сказать.
Если хочешь чтобы на своей земле ты сам был хозяин , делай всё сам .
Этим и занялась новая власть.
   133.0133.0

Iva

Иноагент

бан до 04.01.2025
Meskiukas> Более 70 процентов собственников в России тогда были иностранные банки или концессионеры.
Meskiukas> Это было "развитие" России по Африканской схеме.

удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.
   131.0.0.0131.0.0.0
+
0 (+1/-1)
-
edit
 
Iva> удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.

Ну так и были они почти колонией. Не давно освободившиеся.
Прикреплённые файлы:
 
   133.0133.0

tramp_

дёгтевозик
★★

Iva> удивительно но в США в 19 веке было такое же развитие. Огромные долги, ЖД построены на британские голландские займы и т.д.
А еще масса перетекающих туда капиталов вместе с их владельцами и рост экономики с развитием промки, есть совпадения с Россией - нет, ее такие же как вы и тогда и сейчас угробили либералы и демократы.
   131.0.0.0131.0.0.0
Последние действия над темой
1 82 83 84 85 86 87 88

в начало страницы | новое
 
Поиск
Настройки
Твиттер сайта
Статистика
Рейтинг@Mail.ru