Одной из главных проблем для развития ВИЭ называется сильный рост спроса на ряд цветных и редкоземельных металлов. Количественную оценку этой проблемы даёт журнал ИНП РАН «Проблемы прогнозирования», №3, 2023.
«МЭА прогнозирует рост потребления материалов, критически важных для низкоэмиссионных технологий (литий, никель, кобальт, медь, редкоземельные элементы), в 6 раз к 2040 г. По оценкам McKinsey, уже к 2030 г. только со стороны производства электромобилей спрос на указанные материалы может возрасти по сравнению с текущим уровнем от двух до 12 раз (в зависимости от конкретного материала), причём быстрее всего этот спрос будет расти на литий. Это, в свою очередь, приведёт к увеличению разрыва между предложением и спросом на перечисленные материалы, критичные для производства электромобилей (и другой продукции, требующей низкоэмиссионных технологий изготовления).
Так, согласно консервативному сценарию прогноза McKinsey (именуемому «затухающий импульс»), предусматривающему достижение в 2030 г. 29%-ной доли электромобилей в продажах новых авто при некоторых ограничениях их производства, разрыв между спросом и предложением критических материалов может составить 3,7-5,2 млн т. При этом наибольшие трудности преодоления указанного разрыва ожидаются для никеля, тогда как для меди и кобальта ситуация будет менее напряженной. При более жёстких сценариях, предполагающих к 2030 г. долю электромобилей в продажах новых авто также 29% («текущая траектория») и 59% («дальнейшее ускорение»), разрыв между спросом и предложением возрастает до 6,9-8,5 млн т и 10,5-12 млн т, соответственно. В последнем случае, очевидно, производителям материалов не удастся резко увеличить их предложение, а автомобильным фирмам – достигнуть намеченного рубежа выпуска электромобилей, либо придется пожертвовать их качеством в пользу менее материалоёмких аналогов с сокращенным потенциалом пробега и вытекающими отсюда последствиями для будущего спроса».
Экономисты ИНП РАН дают и собственные расчёты:
«В 2050 г. спрос на отдельные материалы превысит существующие производственные мощности: по алюминию, никелю, кобальту, магнию – примерно в 2 раза; по литию и графиту – в 6 раз; по поликремнию – более чем в 15 раз».
На наш взгляд, эта проблема решена уже сейчас, на начальном этапе развития электромобилей и ВИЭ. И это решение называется – «циркулярная экономика», т.е. переработка и вторичное использование материалов. Если говорить о литиевых аккумуляторах, то Renen писал о том (
Страница не найдена - RenEn, что уже два-три года назад начали работать эти проекты:
«На сегодняшний день в мире уже создано несколько предприятий по глубокой переработке батарей.
В марте 2019 года финский энергетический концерн Fortum объявил, что технология, применяемая на заводе в финском городе Харьявалта, позволяет восстанавливать для повторного использования более 80% содержащихся в литий-ионных аккумуляторах материалов, снижая потребности в добыче кобальта, никеля и других дефицитных металлов.
В июле 2021 года шведская компания по управлению отходами Stena Recycling сообщила, что в Хальмстаде на юго-западе Швеции будет построен новый завод, который сможет перерабатывать старые батареи на 95%.
В ноябре 2021 года шведский завод Northvolt произвёл первый аккумулятор из 100% вторичных никеля, марганца и кобальта. Переработкой занимается сама компания на своей специализированной фабрике.
Ну а в 2022 году о таких проектах новых заводов со 100%-ной переработкой аккумуляторов заявили уже десятки стран мира – от США и Канады до Германии и Китая»