Реклама Google — средство выживания форумов :)
Еще чуть более года назад ближневосточный ландшафт выглядел принципиально иначе. Израиль был близок к тому, чтобы установить дипломатические отношения с Саудовской Аравией по примеру Турции, восстановившей в 2022 году дипотношения с Тель-Авивом. Ранее в рамках продвигаемых США «соглашений Авраама» Израиль «подружился» с ОАЭ, Бахрейном, Марокко, Египтом, Иорданией и Суданом. Президент США Джо Байден объявил о планах грандиозного инфраструктурного проекта — сухопутного транспортного пути, соединяющего Индию и ЕС, который должен был пройти через территорию Саудовской Аравии, ОАЭ, Израиля и Иордании. А за неделю до теракта ХАМАС советник США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что в регионе Ближнего Востока «сейчас спокойнее, чем за последние два десятилетия».
Однако теракт палестинских боевиков 7 октября 2023 года и реакция на него Израиля полностью уничтожили возможность нормализации отношений Тель-Авива с соседями.
При этом у Тель-Авива стремительно охлаждаются отношения с Вашингтоном и рядом европейских союзников, находящихся под давлением общественного мнения, требующего немедленного прекращения военных действий в секторе Газа.
В то же время стратегия на деэскалацию пока не просматривается вовсе. И прежде всего из-за напористости еврейского государства. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху не готов останавливать военные операции по целому ряду причин как личного характера, так и в силу общих представлений о том, что является благом для Израиля.
Во-первых, действующее правительство было сформировано на основе правых и ультраправых партий, которые угрожали развалить коалицию в случае любых уступок ХАМАС и его союзникам. А уходить в отставку премьеру не хотелось, поскольку после госслужбы его ожидают два крайне неприятных события — продолжение суда по обвинению в коррупции и возможные обвинения правительства в бездействии, приведшие к теракту 7 октября.
В принципе, сама по себе идея минировать пейджеры настолько стара и банальна, что даже использовалась сценаристами российских криминальных мыльных опер начала 2000-х. Удивил, скорее, размах операции, а главное, то, каким образом отвечающему за закупки средств связи члену «Хезболлы» удалось объяснить руководству ливанской организации, почему нужно закупать это оборудование у тайваньско-венгерского производителя (мягко говоря, это не самые дружественные страны), а не у Китая.
В качестве объяснения как нельзя лучше подойдет недавнее признание экс-президента Ирана Махмуда Ахмадинежада: он заявил, что во главе созданного Тегераном подразделения по противостоянию Израилю иранцы нечаянно поставили агента Моссада. Иными словами, контрразведка у Ирана и его союзников находится в печальном состоянии.
По данным французской газеты Le Parisien, с которой поделился источник ливанских спецслужб, информацию о точном месте и времени нахождения лидера «Хезболлы» сообщил внедренный в иранские спецслужбы вражеский шпион. Другие источники допускают, что об этом могли сообщить Израилю и сами ливанские спецслужбы.
Целей для удара возмездия у Израиля на территории Ирана достаточно. Для максимальной эскалации напряженности израильтяне могут ударить по ядерным объектам Исламской Республики Иран (ИРИ) или по энергосистеме, в первую очередь по нефтегазовой инфраструктуре. Удары по этим целям, думается, способны удовлетворить самых жестких «ястребов» в еврейском государстве.
Тегеран, кстати, на всякий случай уже отвел газовые и нефтяные танкеры подальше в море от крупных терминалов. А в первую очередь — от терминала на острове Харк, главном энергетическом хабе ИРИ. И ведет тем временем превентивную словесную атаку на израильское руководство.
Последним из высокопоставленных чиновников и военных предупредил Тель-Авив в конце прошлой недели о «страшном возмездии» и последствиях в случае израильского удара заместитель командующего «Корпусом стражей иранской революции» Али Фадави. Он заявил, что тогда иранцы ударят по энергетической системе еврейского государства
От обмена ударами Израиля и Ирана по энергетической инфраструктуре друг друга больше всех пострадает Индия, которая ближе большинства других крупных стран к эпицентру конфликта и сильно зависит от нефти и газа, добываемых в Персидском заливе. Иранцы, кстати, в случае мощного израильского удара по своим энергетическим или ядерным объектам, вполне могут закрыть этот важнейший для глобальной экономики нефтегазовый регион и спровоцировать мощный экономический кризис в масштабах всей планеты. Об этом неоднократно говорили высокопоставленные чиновники и военные и в Тель-Авиве.
Не удивительно, что Дели энергично призывает участников конфликта к сдержанности и решению проблем и споров за столом переговоров.
Вслед за Ливаном, началось наземное вторжение Израиля в Сирию
Израильские спецподразделения прорвали границу Сирии со стороны Голанских высот в направлении деревни Квадана на бронетехнике.
Первоначальный натиск начался около полутора часов назад, и, как сообщается, удалось продвинуться вглубь сирийской территории по меньшей мере на 500 метров.
Telegram: Contact @glavsu КЛИКАБЕЛЬНО.
Fox News: Израиль начал атаку против Ирана. Удары призваны отправить Тегерану «сдерживающее послание». В последние дни были контакты с американцами перед ударами. Удары согласованы.
NYTimes: взрывы также в восточном Тегеране, в частности, рядом с особенно важным объектом Парчин, а также на других военных базах.
От себя добавлю: комплекс Парчин — это засекреченный военный и исследовательский объект, расположенный к юго-востоку от Тегерана. Он известен своей связью с оборонной промышленностью Ирана и используется для различных военных целей, включая хранение боеприпасов, испытания взрывчатых веществ и разработку ракет. Комплекс Парчин находится под пристальным вниманием международного сообщества из-за подозрений, что там могли проводиться исследования или испытания, связанные с созданием ядерного оружия в рамках ядерной программы Ирана.
Во время воздушных ударов по военным объектам на территории Ирана в прошлую субботу Израиль уничтожил три остававшихся у Ирана российских зенитно-ракетных комплекса С-300. Об этом сообщает газета Wall Street Journal со ссылкой на американских и израильских официальных лиц.
Эти комплексы, являвшиеся ключевым компонентом системы ПВО Ирана, смогли перехватить, как пишет газета, в лучшем случае несколько из сотен ракет, выпущенных по целям в Иране во время воздушной атаки, в которой принимали участие 100 израильских боевых самолетов. Три из четырех комплексов, поставленных Россией Ирану, были уничтожены во время этой атаки. Четвертый был уничтожен ранее.
Израиль намеренно поражал системы противовоздушной обороны (ПВО) вокруг важных энергетических объектов на территории Ирана, избегая прямого попадания по ним. Об этом в субботу, 26 октября, со ссылкой на неназванные иранские и израильские официальные лица сообщает газета The New York Times.
Целями Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), по словам трех иранских чиновников и трех высокопоставленных должностных лиц израильского Минобороны, были средства ПВО рядом с нефтехимическим комплексом Бандар Имам Хомейни в провинции Хузестан, в крупном порту Бандар Имам Хомейни, на нефтеперерабатывающем заводе Абадан и газовом месторождении в провинции Илам.
Источники NYT в Иране подчеркивают, что уничтожение Израилем систем противовоздушной обороны "вызвало глубокую тревогу" в Тегеране, поскольку отныне важные энергетические объекты являются крайне уязвимыми в случае возможных будущих атак.
В результате удара, нанесенного Израилем в прошлом месяце, были уничтожены стратегическая ПВО Тегерана и серьезно повреждены объекты по производству ракет, что сделало Иран крайне уязвимым для будущих атак. Об этом 2 ноября пишет The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на официальные лица США и Израиля.
Операция Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) резко повысила риски для Ирана в случае, если он выполнит угрозы провести еще один раунд ракетных ударов по Израилю в ближайшие дни. По данным CNN, Иран может ответить на израильскую атаку еще до президентских выборов в США. Сегодня верховный лидер Ирана Али Хаменеи также пригрозил США и Израилю сокрушительным ответом.
По словам источников WSJ, у Тегерана остаются сотни ракет, которые могут достичь Израиля и причинить значительный ущерб, если прорвут израильскую оборону. Но повреждения, уже нанесенные иранским ПВО, облегчат Израилю нанесение ответного удара по еще более чувствительным целям, включая руководство страны, энергетическую инфраструктуру и, возможно, ядерные объекты. Тегерану придется учитывать этот риск.