Британия оказалась на краю всеобщей забастовки. Профсоюзы в полном составе участвуют в декабрьских стачках. Бастуют все - железнодорожники, учителя, персонал аэропортов, почтальоны.
А на следующей неделе к ним присоединятся почти 100 тысяч медсестёр. Такой масштабной забастовки медперсонала Британия не наблюдала последние 100 лет. Из-за этого работа как минимум 76 госпиталей будет нарушена - и сорваны запланированные 15 тысяч хирургических операций.
Кроме того, будет нарушено и железнодорожное сообщение по всей стране - на следующей недели пройдут две всеобщие стачки железнодорожников по 48 часов каждая. Также к забастовке присоединятся пограничники в аэропортах, что грозит нарушить и авиасообщение в Британии - причём в самый загруженный предрождественский период года.
Бастующие требуют повышения зарплат на 10-15% в условиях нынешнего кризиса, когда продовольственная инфляция достигла рекордного за 45 лет уровня в 12,4%. Но консервативное правительство идти им навстречу не хочет, опасаясь того, что рост расходов приведёт к новому бюджетному кризису. Вместо этого Риши Сунак хочет закрутить гайки в отношении участников забастовок. И заменить их военнослужащими.
Пока вся Британия погружается в хаос, политические очки на этом зарабатывают лейбористы. Они работают в тесной связке с профсоюзами, стремясь довести ситуацию до “идеального шторма”. И затем воспользоваться кризисом, чтобы добиться падения очередного консервативного правительства.
Лейбористы требуют проведения досрочных выборов, где их ждёт разгромная победа. Ведь отрыв у лейбористов над консерваторами стабильно превышает 20%. И они всячески доводят и так плачевную экономическую ситуацию в стране до точки кипения - пытаясь устроить смену режима в Британии.
Инфляция и дороговизна жизни толкают женщин на панель, пишет FT. В Английскую ассоциацию проституток стали обращаться за советом, как начать работу, матери, офисные и торговые работники, которым нечем платить за квартиру, за газ или не на что купить школьную форму.
The Sunday Times: британская королевская семья получает миллионы фунтов на недвижимости.
Британская королевская семья, в том числе король Карл III Виндзор, ежегодно зарабатывают миллионы фунтов стерлингов на «империи недвижимости» в герцогствах Ланкастер и Корнуолл, говорится в совместном расследовании The Sunday Times и программы Dispatches на Channel 4.
Издание и телеканал ссылаются на внутренние документы двух герцогств. По их подсчетам, британская королевская семья владеет в двух указанных областях 5410 участками земли. Участки косвенно принадлежат принцу Уильяму и Карлу III через их частные владения.
Плата за пользование участками взимается с правительственных департаментов, советов, предприятий, горнодобывающих компаний и населения в виде арендных платежей и феодальных сборов с земель, говорится в материалах расследования.
Также из материалов следует, что королевская семья взимает плату за право пересекать реки, выгружать грузы на берег, прокладывать кабели, управлять школами и благотворительными организациями и даже рыть могилы. Она получает доход от платных дорог, паромов, канализационных труб, церквей, сельских ратуш, пабов, ликероводочных заводов, газопроводов, лодочных причалов, открытых и подземных шахт, автостоянок, сдающихся в аренду домов и ветряных турбин, пишет The Sunday Times.
Также плата взимается с армии, флота, Национальной службы здравоохранения, тюремной службы и государственных школ за пользование землей, реками и морскими побережьями.
Карл III и принц Уильям выступают как коммерческие землевладельцы, однако у них есть специальное соглашение с Казначейством, освобождающее их от уплаты налога на корпоративную прибыль. В 2023 году чистая прибыль герцогств Ланкастер и Корнуолл составила 26 млн фунтов стерлингов, следует из подсчетов издания.
Герцогства Ланкастер и Корнуолл простираются за пределы графств, в честь которых они названы, и занимают территорию в 180 000 в Англии и Уэльсе, отмечает The Sunday Times. В основном они состоят из земель, захваченных английскими королями столетия назад, сразу после Нормандского завоевания Англии в XI веке, уточняет газета.
Согласно оценке The Sunday Times Rich List, состояние Карла III составляет 610 миллионов фунтов стерлингов.
Сохранение аристократией монопольных прав на находящиеся в её владении земли подтверждено актами брит. парламента в 1927 и 1954.
В Великобритании же вся земля по закону принадлежит Её Величеству Королеве Елизавете II, и обычные же граждане могут приобретать лишь определенные виды прав пользования этой землей и находящимися на ней строениями на определенный срок.
В зависимости от промежутка этого времени выделяются следующие виды прав: фригольд и лиз-гольд. Фригольд уходит корнями в средние века, когда феодалам земельные наделы передавались в дар от монарха. Фригольд представляет собой пожизненное безусловное право свободного владения, пользования и распоряжения земельным участком и строениями на нем. Права на такой земельный участок передаются либо по завещанию, либо наследникам по закону. В случае же, если последних нет, земельный участок переходит обратно в распоряжение Королевы Великобритании.
Лизгольд же подразумевает предоставляемые на определенный период времени права владения, пользования и распоряжения строениями, находящимися на земельном участке. Лизгольд возникает не сам по себе, а, как правило, из договора аренды, заключённого с владельцем фригольда, который за плату предоставляет право пользования, владения и распоряжения своей квартирой или домом на какой-либо промежуток времени [4]. Круг возможностей по распоряжению участком не так велик, потому как перепланировка и изменения в помещении, как правило, не допускаются без согласования с фригольдером. Примечательность этого вида владения в том, что приобретатель лизгольда может передать свои права иному покупателю, но на срок, который короче первоначально заключённого им договора с владельцем фригольда. Особенность лизгольда во многом объясняет позицию английского права, согласно которой права пользования, владения и распоряжения "привязаны" не к меняющимся владельцам, а к самому земельному участку и зданиям на нём. Владеть на праве лизгольда можно участком земли, домом на нем или даже целой деревней. Однако лизгольд подразумевает не столько "владение" землей, сколько "долгосрочную аренду" с уплатой большой годовой земельной ренты. Юридически владельцем участка лизгольдер не становится, а становится он полноправным владельцем документа, именуемого «договор долгосрочной аренды», для юридического закрепления и вступления в силу которого необходимо зарегистрировать его в Реестре Земель Её Величества (HM Land Registry). Прав у лизгольдера намного больше, чем у арендатора в Российской Федерации, но в то же время меньше, чем у полноправного собственника.
Что касается других видов владения землей в Великобритании, существует также собственность с ограниченным правом передачи. Такой вид собственности включает право владения, пользования и распоряжения на протяжении всей жизни собственника и его прямых наследников, которые могут быть, как правило, только мужского пола, за редким же исключением - только женского пола.
Ещё одна категория британского права собственности - право пожизненного владения земельным участком, которое на практике встречается даже реже предыдущей категории. Это право позволяет владеть и пользоваться земельным участком на протяжении всей жизни, при наступлении же смерти владельца данное право переходит к первоначальному собственнику.
Английская правовая система не знает абсолютного права собственности (того, что именуется dominium’ом в римском праве). С 1925 года система такова, что земля на территории государства принадлежит монарху (только у монарха есть dominium, говоря на языке римского права)[6], который позволяет подданным владеть землей в обмен на исполнение обязательств перед ним. До 1925 года между монархом и владельцем мог существовать промежуточный землевладелец-синьор (как правило – дворянин), однако Акт об Имуществе 1925 года (Law of Property Act 1925 – далее LPA) упростил эту систему, создав прямую юридическую связь между монархом и владельцем. Согласно ст. 1 LPA, существует две формы владения землей (estates) – freehold и leasehold (другие вещные права тоже существуют, но они не связаны с владением и называются по-другому – interests). Они также могут называться fee simple absolute in possession и term of years absolute. Другие формы, приведенные ниже (например, fee tail или life estate) на сегодняшний день либо не могут быть созданы, либо возможны только через институт траста, а не через классификацию форм владения землей (estates).[7]
Freehold – наиболее полный титул из возможных, он похож на понятие собственности в римском праве и производным от него правовых системах. Раскрывая смысл более полного понятия fee simple absolute in possession – fee simple означает форму владения и передачи по наследству. Fee означает, что лицо может передать владение по завещанию, а simple – что передача может быть кому угодно (в отличие от fee tail, когда передача возможна, например, только наследникам-мужчинам). Absolute означает, что у владельца нет обязательств перед Короной, сопряженных с владением земли (например, военной службы), а in possession означает, что по получении freehold у владельца есть немедленное право на владение или получение прибыли (в отличие от life estate – тогда права владельца freehold’а оказываются отложены до смерти другого владельца, который временно имеет владельческие права)
Несмотря на то, что в значительной степени феодальные принципы общего права «перекрыты» актами Парламента, существуют области права (например, escheat), проявляющие феодальный базис всей структуры английского земельного права. Положение о том, что вся недвижимость принадлежит Короне, а все остальные лица, проживающие на земле, являются «tenants of the Crown» (букв. жильцы у Короны) – уникально для современного мира и известно только небольшому числу юрисдикций.
Земля, занимаемая колхозами, являлась государственной собственностью, закреплялась за колхозами в бессрочное (вечное) пользование.
Колхозы. Большая российская энциклопедия