В преддверии саммита БРИКС в Казани, который может стать самым масштабным внешнеполитическим событием в России, Владимир Путин провел встречу с журналистами ведущих СМИ объединения.
Как следует из ответов главы государства на вопросы представителей СМИ, основной темой на саммите БРИКС станет вопрос экономического взаимодействия стран в условиях санкционного давления со стороны Запада. Владимир Путин сообщил, что пока не рассматривается возможность создания межнациональной единой валюты объединения.
По мнению главы государства, для создания такой денежной единицы требуется «высокая степень интеграции экономик» стран БРИКС+. В данный момент ставка будет делаться на использование национальных валют и создание безопасных и рабочих инструментов для этого.
Российский лидер отметил, что уже 95% торговых операций с дружественными странами проводятся в национальных валютах. Кроме того, Владимир Путин намерен предложить коллегам по БРИКС использовать цифровые валюты в инвестиционных процессах в интересах других развивающихся экономик.
При этом ряд западных экономистов уже выразили опасения по вопросу дальнейшего расширения БРИКС, что приведет к снижению зависимости мировых рынков от доллара США. Американский финансист Джеймс Рикардс в своем анализе для издания The Daily Reckoning сообщил, что предыдущие попытки создать мировую альтернативу доллару США провалились, однако в случае с БРИКС дела обстоят по-другому из-за роста участников объединения.
Россия столкнулась с проблемой «застрявших» капиталов в индийских рупиях на фоне санкций, которые затрудняют конвертацию индийской валюты. Индия неохотно предоставляет возможность обмена рупий на более стабильные мировые валюты, что усугубляется продолжающейся девальвацией индийской рупии.
На текущий момент курс рупии к доллару США превысил отметку 84 рупии за доллар и продолжает снижаться, что снижает стоимость российских капиталов, хранящихся в индийской валюте. Если решение этой проблемы не будет найдено, российские резервы окажутся под угрозой дальнейшего сокращения в связи с ослаблением рупии.
Страны БРИКС отказались строить с Россией новую платежную систему
Состоявшаяся в пятницу в Москве встреча министров финансов стран БРИКС, главной темой которой (Telegram: Join Group Chat объявил создание альтернативной доллару мировой платежной системы, прошла без участия высокопоставленных чиновников стран блока.
От поездки в Россию к министру финансов Антону Силуанову воздержались министры и главы Центральных банков Китая, Индии и Южной Африки. Они послали своих заместителей и младших чиновников на совещание, где Россия презентовала проект BRICS Bridge — международную систему платежей, которая бы не зависела от западных институтов.
Многие партнеры подошли к (Telegram: Join Group Chat инициативам очень аккуратно», посетовал Силуанов. По его словам, это связано с тем, что другие страны не находятся под западными санкциями и поэтому не сталкиваются с «внешними ограничениями для расчетов». А создание единой валюты БРИКС и не рассматривалось, добавил он.
Пока что, на пятнадцатом году своего существования, БРИКС (в первоначальном составе: Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР) добился лишь скромных успехов. Однако на этом саммите Путин надеется придать блоку вес, объявив о строительстве новой глобальной финансово-платежной системы, чтобы нарушить засилье Америки в мировых финансах и защитить Россию и ее дружков-приятелей от санкций. “Все понимают, что любой может столкнуться с санкциями США или других стран Запада”, — заявил в прошлом месяце министр иностранных дел России Сергей Лавров. Платежная система БРИКС позволит проводить экономические операции независимо от тех, кто превращает доллар и евро в оружие финансового шантажа. Эта система, которую Россия называет BRICS-Bridge или “Мост БРИКС”, должна быть выстроена в течение года и позволит странам проводить трансграничные расчеты с использованием цифровых платформ под управлением центральных банков. Как ни странно, она может заимствовать часть идей из другого проекта под названием mBridge под руководством одного из оплотов западного порядка — Банка международных расчетов (БМР).
Грядущие переговоры прольют свет на назревающую гонку за перестройку мировой финансовой инфраструктуры. Китай давно ставит на то, что именно платежные технологии, а не восстание кредиторов и не военный конфликт, подорвут власть Америки, которой та обзавелась из-за особого места в центре мировых финансов. План БРИКС может ускорить и удешевить сделки. А этих преимуществ может оказаться достаточно, чтобы привлечь развивающиеся экономики. О реальном потенциале этой схемы говорят хотя бы опасения западных чиновников, что она может разрабатываться для обхода санкций. А некоторые даже разочарованы ролью, которую, сама того не желая, может сыграть швейцарская организация БМР, которую еще называют центробанком для центробанков.
Путин рассчитывает сделать жизнь вне американской системы более сносной, выстроив собственную финансовую инфраструктуру. Чиновники БРИКС провели ряд встреч в преддверии саммита в Казани. Они обсудили создание кредитно-рейтингового агентства в качестве конкурента западным, которые Россия считает “политизированными”. Они также рассмотрели возможность создания перестраховочной компании, чтобы обойти западные фирмы, которым запрещено страховать танкеры с российской нефтью, а также платежной системы на смену Visa и MasterCard. Путин настаивает на создании общей валюты БРИКС для ценообразования в торговле на основе корзины из золота и других недолларовых валют, но индийские официальные лица в последние недели возражали против этого.
Безусловно, самая серьезная инициатива — это план использования цифровых денег, обеспеченных валютами центральных банков. Таким образом центром трансграничных сделок станут центральные банки, а не банки-корреспонденты с доступом к долларовой клиринговой системе в Америке. Вкупе с децентрализацией финансовой системы это будет означать, что ни одна из стран не сможет отключить другую. Поскольку коммерческие банки будут осуществлять сделки через собственные центральные банки, им не придется поддерживать двусторонние отношения с иностранными, обходя сетевой эффект текущей системы корреспондентских банков.
План BRICS Bridge был изложен в докладе российского министерства финансов и центрального банка в октябре. На 48 страницах он критикует западную финансовую систему и утверждает, что новая многонациональная платформа для трансграничных расчетов заслуживает подробного изучения в силу ее новизны, сопутствующих рисков и, возможно, экономических эффектов, которые перепишут правила игры. С акцентом на цифровых валютах центральных банков, его авторы как минимум отчасти вдохновлялись экспериментальной платежной платформой mBridge — разработкой БМР совместно с центральными банками Китая, Гонконга, Таиланда и Объединенных Арабских Эмиратов. Китайские государственные СМИ полагают, что новый план БРИКС будет “опираться на уроки, извлеченные из проекта mBridge”.
Эксперимент БМР замышлялся как вполне невинный и был начат в 2019 году, задолго до российской спецоперации. По словам нескольких людей, участвовавших в проекте, он оказался потрясающе успешным. Он может сократить срок переводов с нескольких дней до считанных секунд, а издержки свести практически до нуля. В июне БМР заявил, что mBridge достигла стадии “минимально жизнеспособного продукта”, а центральный банк Саудовской Аравии присоединился к проекту в качестве пятого партнера. Еще 31 страна числится наблюдателями. Однако, создав систему, которая может оказаться намного эффективнее нынешней и к тому же ослабит доминирование доллара, БМР невольно шагнул на геополитическое минное поле.
Бытует широкий консенсус, что действующая система трансграничных платежей слишком медленная и дорогая. И если богатые страны сосредоточены скорее на том, чтобы ускорить ее, многие другие хотели бы ее отменить как таковую. По оценкам Атлантического совета, минимум 134 центральных банка экспериментируют с цифровыми деньгами — в основном для внутренних целей. Число разрабатывающих такие валюты для трансграничных сделок с началом российской спецоперации на Украине удвоилось до 13. Саммит БРИКС на этой неделе — это далеко не Бреттон-Вудс. Все, чего предстоит России и ее приятелям, — это вывести относительно небольшое количество подсанкционных сделок за пределы досягаемости Америки. Однако многие метят выше. В следующем году саммит БРИКС пройдет в Бразилии под председательством ее президента Луиса Инасиу Лулы да Силвы, который давно критикует мощь доллара. “Каждый вечер я спрашиваю себя, почему это все страны должны выстраивать свою торговлю вокруг доллара, — заявил он в прошлом году. — Кто это решил?”.
Запасы золота в странах объединения подразумевают несколько важных моментов:
• Экономическая мощь: золотые резервы укрепляют их позиции как крупных экономических игроков на мировой арене.
• Финансовая стабильность: золото является стабильным активом, способным помочь снизить экономические риски и защитить от инфляции.
• Геополитическое влияние: обеспеченная золотом валюта стран БРИКС может бросить вызов доминирующему положению доллара США и изменить глобальный баланс сил.
• Инвестиционные возможности: рост спроса на золото, обусловленный такими факторами, как его скупка центральными банками и экономическая неопределенность, открывает потенциал для инвестиционных возможностей.
• Россия лидирует в списке: на ее долю приходится 2340 тонн золота, или 8,1% мировых запасов.
• Китай замыкает список с 2260 тоннами, внося существенный вклад в золотой фонд БРИКС.
• Доминирующий дуэт: всего на Россию с КНР приходится 74% от общего объема золотых запасов БРИКС.
• Разнообразие запасов: хотя основной частью владеют Россия и Китай, среди остальных членов блока лидирует Индия с 840 тоннами золота.
Примечания:
• Создание валюты БРИКС может ускорить тенденцию к дедолларизации на фоне повсеместного стремления стран снизить зависимость от доллара США.
• Новая валюта также может оказать влияние на цену золота: повышенный спрос со стороны центробанков и инвесторов повлечет рост его стоимости.
Заключение:
В связи с тем, что страны БРИКС продолжают расширять влияние и осваивать новые экономические модели, их золотые резервы и введение новой валюты чреваты серьезными последствиями для мировой финансовой системы. Инвесторам и политикам следует внимательно следить за развитием событий, чтобы понять их потенциальное влияние на мировые рынки и экономику.
Многие партнеры подошли к (Telegram: Join Group Chat инициативам очень аккуратно», посетовал Силуанов. По его словам, это связано с тем, что другие страны не находятся под западными санкциями и поэтому не сталкиваются с «внешними ограничениями для расчетов». А создание единой валюты БРИКС и не рассматривалось, добавил он.
Многие партнеры подошли к (Telegram: Join Group Chat инициативам очень аккуратно», посетовал Силуанов
— Ожидания рынков в преддверии саммита в Казани были довольно высокими, особенно это касается такого ключевого вопроса, как обсуждение валют. Вопрос о валюте должен стоять на повестке дня. Я думаю, следует наметить путь, по которому пойдут страны БРИКС, — активы в основе новой валюты будут состоять на 40% из золота и 60% — из валют стран — членов БРИКС, но и те, в свою очередь, будут привязаны к золоту. Таким образом, золото вернётся в денежную систему БРИКС. Конечно, на саммитах подобные обсуждения преждевременны, скорее, обсуждается пока вектор, траектория движения к новой валюте. Ведь всё, что выдвигает БРИКС, должно иметь единогласное одобрение всех стран-членов. Вероятно, есть некоторые трудности с отдельными странами-членами, которые необходимо уладить. Поэтому я предполагаю, то, о чём говорится, — это путь к новой валюте, но пока не объявление о появлении новой валюты.
— Только что я проверил статистику: доля китайского юаня в глобальных платежах достигла рекордного уровня в июле 2024 года. 4,8% мировых финансов или платежей осуществляются в юанях. И эта доля растёт. В 2010 году она составляла 0,6%, так что она выросла почти в 8 раз. Конечно, может быть, 4,8% ещё слишком мало, чтобы быть значимым уровнем. Или это уже чёткий сигнал, что тенденция положительная?
— Я думаю, всё зависит от того, как вы это определяете. За пределами SWIFT (Межбанковская система передачи информации и совершения платежей. — Ред.) это 70–80%. И опять же, SWIFT — это часть системы контроля США. Поэтому, как только БРИКС начнёт действовать, эта система окажется под серьёзным давлением. Но вы задали вопрос о Китае. Да, это большой стимул — увеличение доли платежей в китайской валюте. Каково будет влияние на экономику Китая? Очень незначительное в этом году. Мои друзья говорят, что в следующем году рост ВВП Китая составит всего лишь 0,5% (долгое время, с начала 2000-х годов экономика Китая росла двухзначными темпами. — Ред.). Я считаю, что главная цель программы стимулирования Китая — принятие упреждающих мер, поскольку руководство страны понимает, что где-то должна начаться война, которая окажет огромное влияние на экономику Китая. Таким образом, руководство принимает меры, чтобы действовать в соответствии с таким сценарием развития событий.