Реклама Google — средство выживания форумов :)
По верованию православия, икона есть место благодатного присутствия, как бы явления
Христа (а далее и Богоматери, святых, вообще тех, кто изображается на иконе), для молитвы Ему. Это явление Христа в Своем изображении для слышания молитвы Ему не делает самую доску и краски, которые необходимы для изображения, составляют его материю, принадлежащими телу Христову. В этом смысле икона совершенно противоположна Евхаристии, где нет образа Христова, но таинственно Христос присутствует в веществе Его тела и крови, подавая их для причащения. Православный молится пред иконой Христа, как пред самим Христом, ему предстоящим в Своей иконе, но сама икона, место этого присутствия, остается только вещью и отнюдь не становится идолом или фетишем.
На рубеже XIX—XX веков русская иконопись как искусство была «открыта» представителями отечественной культуры, которые обнаружили, что по качеству это художественное направление не уступает лучшим мировым течениям. Иконы начали вынимать из окладов, которые закрывали их практически полностью (за исключением т. н. «лично́го письма» — лиц и рук), а также расчищать. Расчистка была необходима, так как иконы традиционно покрывались олифой. «Средний срок полного потемнения олифы или масляно-смоляного лака составляет от 30 до 90 лет. Поверх потемневшего покровного слоя русские иконописцы писали новое изображение, как правило, совпадавшее по сюжету, но в соответствии с новыми эстетическими требованиями, предъявляемыми временем. В одних случаях поновитель точно соблюдал пропорции, принципы композиционного построения первоисточника, в других — повторял сюжет, внося поправки в первоначальное изображение: менял размеры и пропорции фигур, их позы, другие детали»[42] — т. н. поновление икон.
...
«Троица», начиная по крайней мере с 1600 года, поновлялась четыре или пять раз[43]
...
В начале XX века иконы расчищались одна за другой, и многие из них оказывались шедеврами, радовавшими исследователей. Возник интерес и к «Троице» из Лавры. Хотя, в отличие, например, от Владимирской или Казанской икон, она не пользовалась огромным почитанием верующих, не совершала чудес — не была «чудотворной»[L 4], не мироточила и не стала источником большого числа списков, тем не менее, она пользовалась определённой репутацией ...
Как только икона попала опять в иконостас Троицкого собора, она достаточно быстро заново потемнела, и пришлось её раскрывать вновь. В 1918 году под руководством Юрия Олсуфьева начинается новая реставрация иконы. Это раскрытие было начато по инициативе и велось по заданию Комиссии по раскрытию древней живописи в России, в состав которой входили такие видные деятели отечественной культуры, как И. Э. Грабарь, А. И. Анисимов, А. В. Грищенко, К. К. Романов, и Комиссии по охране памятников искусства Троице-Сергиевой лавры (Ю. А. Олсуфьев, П. А. Флоренский, П. Н. Каптерев). Реставрационные работы велись с 28 ноября 1918 года по 2 января 1919 года И. И. Сусловым, В. А. Тюлиным и Г. О. Чириковым. Все последовательные этапы раскрытия «Троицы» нашли весьма подробное отражение в реставрационном «Дневнике». На основе имеющихся в нём записей, а также, вероятно, и своих личных наблюдений Ю. А. Олсуфьевым значительно позднее, уже в 1925 году, был составлен сводный «Протокол № 1»[43] (все эти документы сохранились в архиве ГТГ и были опубликованы в статье Малькова в «Музее»[43]).
В ноябре 1917 г. Петроградский Исполнительный комитет Совета рабочих и крестьянских депутатов обнародовал воззвание: «Граждане, старые хозяева ушли, после них осталось огромное наследство. Теперь оно принадлежит всему народу. Граждане, берегите это наследство, берегите картины, статуи, здания, старые вещи, документы – все это ваша история, ваша гордость. Помните, что все это почва, на которой вырастает ваше новое народное искусство».
Перед Комиссией были поставлены серьезные задачи – «раскрыть и выяснить основные черты локальных художественных школ древних русских княжеств – предшественников московской школы живописи, попытаться осветить деятельность прославленных мастеров русского средневековья – Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия Глушицкого и Дионисия Ферапонтовского» ... Столь широкие научные задачи Комиссия решала, распространяя свою деятельность на поиск памятников древней живописи не только в Москве, но и в других старых русских городах – Владимире, Суздале, Боголюбове, Новгороде, Ростове Великом, Ярославле, Костроме, Рязани, Вологде, Кириллове, Ферапонтово, Сольвычегодске, Архангельске и др. В эти города направлялись экспедиции сотрудников Комиссии, ученых-искусствоведов и реставраторов, проводились комплексные научно-исследовательские и реставрационные работы. Результатом экспедиций 1919-1923 гг. был огромный научно-художественный материал, большое число расчищенных икон, описания и фотографии памятников. Вновь открытые членами Комиссии памятники древнерусской живописи демонстрировались на реставрационной выставке 1920 г. в Москве и русской выставке в Берлине в 1922 г.
2.20. К текстам религиозного характера, а также к текстам, где упоминается имя Божие, имена Богородицы, ангелов, святых угодников, необходимо относиться с особым благоговением, где бы они ни встречались (в церковной, светской печати, на баннерах и т.п.).
Недопустимо использовать их в бытовых целях, равно как и утилизировать вместе с обычным мусором. При утилизации сжигать в чистом месте.
По церковным правилам, священные изображения, которые пришли в негодность или не могут уже использоваться для молитвы, утилизируются методом сжигания.
Я всегда был прогрессистом, очень далёким не только от черносотенства и монархизма, но и от консерватизма; к фашизму отношусь особенно отрицательно. Чистые идеи коммунизма и социализма, близкие к Евангельскому учению, мне были всегда родственными и дорогими; но методов революционного действия я, как христианин, никогда не разделял, а революция ужаснула меня жестокостью этих методов. Однако я давно примирился с нею, и мне весьма дороги её колоссальные достижения; особенно это относится к огромному подъёму науки и здравоохранения, к мирной внешней политике Советской власти и к мощи Красной Армии, охранительницы мира. Из всех систем государственного устройства Советский строй я считаю, без всякого сомнения, совершеннейшим и справедливым. Формы государственного строя США, Франции, Англии, Швейцарии я считаю наиболее удовлетворительными из буржуазных систем. Признать себя контрреволюционером я могу лишь в той мере, в какой это вытекает из факта заповеди Евангелия, активным же контрреволюционером я никогда не был…
На допросе чекист спрашивал меня о моих политических взглядах и о моём отношении к Советской власти. Услышав, что я всегда был демократом, он поставил вопрос ребром: «Так кто Вы — друг или враг наш?» Я ответил: «И друг и враг. Если бы я не был христианином, то, вероятно, стал бы коммунистом. Но Вы возглавили гонение на христианство, и поэтому, конечно, я не друг Ваш».
С назначением в 1921 г. главным врачом больницы Л.В. Анциферова и организацией в 1920г. на базе больницы психиатрической клиники медицинского факультета Туркестанского университета, начинается этап возрождения и развития психиатрической службы. Во 2-ой половине 20-х годов завершается строительство и вводятся в строй детский психоневрологический санаторий и 4-ый, клинический корпус, где размещается кафедра и клиника психиатрии медфакультета Университета.
В 1922 году заведующим кафедрой судебной медицины был избран доктор медицинских наук А.С.Ильин и деятельность кафедры значительно оживилась. В здании бывшей часовни на территории городской больницы был оборудован морг, где стали проводиться судебно-медицинские экспертизы трупов. В учебный процесс кафедры были привлечены судебно-медицинский эксперт В.С.Елкин и профессор кафедры нормальной анатомии, судебный врач военного округа С.Э.Циммерман. Педагогический процесс на кафедре сочетался с практической деятельностью. Именно в эти годы был организован музей кафедры.
В Ростове-на-Дону сотни икон выкинули на свалку рядом с храмом
В местной митрополии прокомментировали ситуацию, отметив, что в случае, если иконы становятся негодными, их можно сжигать или закапывать в безлюдных местах. Однако представители митрополии отказались рассматривать инцидент как оскорбление чувств верующих. Пресс-секретарь митрополии Игорь Петровский отметил: «Не надо сходить с ума», подчеркивая, что подобные действия не должны вызывать паники или излишней эмоциональной реакции, сообщает 161.ру
Ташкенте был разрушен кафедральный собор, осталась только церковь Сергия Радонежского, в которой служили священники-обновленцы. Протоиерей Михаил Андреев требовал от епископа Луки освятить этот храм; после отказа от этого Андреев перестал ему подчиняться и доложил обо всём местоблюстителю патриаршего престола Сергию, митрополиту Московскому и Коломенскому, который стал пытаться перевести Луку то в Рыльск, то в Елец, то в Ижевск. По совету ссыльного митрополита Новгородского Арсения Лука подал прошение об увольнении на покой, которое было удовлетворено[84].
Церковь — не из брёвен, а из рёбер.
Шо котови, шо попови — хорошее житьё.
Теперь житте попам та котам.
Не грози попу церковью: он от неё сыт живет.
Алтарю служить — от алтаря и питаться.
Родись, крестись, женись, умирай — за все денежки подай.
Коли б то можно бути через зиму котом, через лето пастухом, а на Велик день попом.
Кому тошно, а попу в мошно.
Не отсыпав попу новины, хлеба не продавай.
Есть новина, так попу посылай.
Первую мерлушку попу на опушку.
Деревенский попок любит горячий пирог.
Хорошо попам да поповичам: зовут и пироги дают.
Один хлеб попу — одна радость: что свадьба, что похороны.
Богу — слава, а попу — коровай сала.
Не грози попу кадилом: им же кормится.
Не ради Иисуса, а ради хлеба куса.