Реклама Google — средство выживания форумов :)
Полторы минуты — столько длилась речь Майи Санду в ночь после первого тура президентских выборов и референдума о вступлении Молдовы в Евросоюз.
Еще несколькими часами раньше команда Санду и в страшных снах не представляла себе, что это выступление будет именно таким.
Но безжалостные цифры на сайте молдавского Центризбиркома показывали, что Санду не то что не побеждает в первом туре — ее отрыв от ближайшего преследователя оказался значительно меньше прогнозировавшегося. И, что, может, даже еще хуже — казалось, что ее флагманский политический проект, референдум о вступлении Молдовы в ЕС, терпит крушение. На момент выступления Санду разрыв между сторонниками и противниками ЕС составлял под десять процентных пунктов голосов — в пользу последних.
Иностранные журналисты остались от этой сцены в еще большем недоумении, чем молдавские: синхронного перевода речи Санду не было, а в английском тексте, распространенном ее пресс-службой, вместо «вернемся с решениями» значилось грозное «ответим твердыми решениями».
Выступление Санду зафиксировало политическую ситуацию в Молдове в точке стратегической неопределенности. Признает ли Майя Санду результаты голосования? Что за четкие доказательства мошенничества, о которых она говорит? «Преступные группировки» — это беглый олигарх Илан Шор, которого в последние недели перед выборами обвиняли в создании масштабной схемы скупки голосов, или кто-то другой? Эти неназванные злоумышленники только намеревались купить триста тысяч голосов (почти 20% от общего количества отданных) или все-таки купили их?
Наконец, что это за решения, упоминанием которых Майя Санду закончила, возможно, самую короткую речь в своей жизни?
На момент публикации текста обработано 98.56% бюллетеней, поданных на референдуме о членстве в ЕС; за высказались 50.16%, против — 49.84%. На президентских выборах после подсчета 98.51% голосов Майя Санду набирает 42.07%, а ее ближайший соперник Александр Стояногло — 26.27%.
Настроение у сторонников Санду было приподнятое, многие держали в руках флажки Евросоюза, а слова главы ЦИК Молдовы Анжелы Караман о том, что выборы и референдум состоялись, здесь встретили аплодисментами.
Но уже вскоре, когда на больших экранах начали появляться первые данные о результатах подсчета голосов, отданных на президентских выборах, а главное — на референдуме, в зале резко стало значительно тише, а лица собравшихся заметно погрустнели.
Постепенно из зала начали уходить члены молдавского правительства, ближе к полуночи начали расходиться и активисты с журналистами.
Примерно в это время на улице у входа в штаб два сторонника действующего президента в худи с символикой кампании Санду обсуждали подсчет голосов.
«45 на 55, кажется, не очень хорошо», — аккуратно предположил один. «Да это полный <...>», — поправил его собеседник.
В штабе президента конечно надеются, что голосование диаспоры сможет как-то изменить ситуацию, но даже если это произойдет, такая победа на референдуме вряд ли будет выглядеть убедительной и страну в вопросе евроинтеграции однозначно можно назвать расколотой пополам.
Тема конституционного референдума в Молдове оказался на первых полосах международных изданий. Ситуацию описывают как "ночь шока" для молдавских властей, ситуацию смогли спасти только голоса диаспоры.
Американское издание Bloomberg пишет, что "голосование за ЕС, похоже, переходит черту". По мнению американских журналистов, президент Республики Молдова Майя Санду столкнулась с неожиданной неудачей, поскольку ранее опросы показывали, что стабильное большинство в Молдове поддерживает членство в ЕС.
Румынский новостной портал Prut Hotnews озаглавил свою статью о ситуации в Республике Молдова: "Шок: слово предвыборной ночи в Кишинёве". Журналисты соседней страны гадают, что ждет власти в Кишиневе после итогового результата референдума.
"Опасное равенство голосов на референдуме", - пишет Evenimentul zilei из Румынии, публикуя предварительные результаты сегодня рано утром.
"Референдум о вступлении в ЕС — это удар по проевропейскому лагерю президента Майи Санду и [позитивный - прим.] толчок для Кремля", — пишет французская газета Le Figaro.
Издание отмечает, что второй тур президентских выборов в Республике Молдова будет крайне трудным. Следующие кандидаты после Майи Санду в первом туре могут поддержать ее оппонента во втором, так как не являются проевропейскими. У этих кандидатов почти 50% голосов, тогда как у Майи Санду чуть более 40%.
Итальянское издание La Stampa написало сегодня утром, что "бывшая советская республика оказалась между Путиным и мечтой о будущем в Союзе". Однако итальянские журналисты сохраняют оптимизм и отмечают, что ход референдума остается неопределенным до последнего голоса.
Русская версия издания BBC выпустила сегодня публикацию под названием "Диаспора спасла Санду", ещё накануне вечером сообщив о возможности провала референдума из-за большого количества голосов против.
Референдум о европейской интеграции большинством поддержали только в 9 районах Молдовы, в основном, в центре страны. В остальных 26 районах 50%+ граждан проголосовали за вариант "Нет".
"За" внесение изменений в Основной закон для интеграции Молдовы в ЕС проголосовали в Кишиневе (55,98%), Калараше (60,45%), Хынчештах (58,86%), Ниспоренах (60,08%), Яловенах (67,70%), Теленештах (57,26%), Криуленах (60,20%), Страшенах (62,37%) и Кантемире (53,38%).
Абсолютный рекорд с ответом "Нет" зафиксирован в Гагаузии, оттуда пришло 94,84% отрицательных голосов. Далее следуют районы на севере, там "нет" высказалось более 70% избирателей. Бричаны - 71,37%, Окница - 78,94%, Дондюшаны - 72,84%, Единцы - 70,26%, Бельцы - 70,58%.
Немного не хватило голосов "За" для перевеса в следующих районах, где большинство, хоть и не подавляющее, против: Резина - 51,16%, Оргеев - 53,51%, Новые Анены – 51,15%, Каушаны - 50,02%, Штефан-Водэ - 52,19%, Чимишлия - 50,09%, Леова - 50,77%.
После обработки 99% протоколов референдума голоса разделились почти поровну. С небольшим перевесом, с результатом в 50,30% избирателей побеждает вариант "За" за внесение изменений в Конституцию для евроинтеграции Молдовы, а 49,70% — против. Исход референдума решили многочисленные голоса диаспоры.