Evgen> Вот интересная хреновина - мирские о вере и верующих считают себя в полном праве иметь суждения, в большинстве своем негативные. И ничего знаете ли, это норм. А вот верующие ни-ни, ни смейте иметь суждения о мирских делах, в особенности о любимых вождях и возглавляемых ими движениях и партиях - сразу ПГМ и прочие градации.
ну почему же, есть достойные примеры
вспомнить хотя бы как Александр Мень говорил о Сталине (собирая, замечу, большие аудитории мирских)
не обвиняя его сторонников, наоборот - сочувствуя им:
Признаться, я далек от того, чтобы огульно осуждать нынешних адвокатов Сталина. Их судьба, их душевное состояние кажутся мне глубоко трагичными. Вполне понятно, почему они закрывают глаза на бесспорные факты, отраженные в партийных постановлениях, в подлинных документах и свидетельствах. И дело даже не в том, что признание этих фактов перечеркивает ценность многого из их прошлого. Развенчание диктатора и его опричников наносит удар по заветным верованиям "сталинистов", колеблет почву у них под ногами, требует радикального переосмысления почти всего, на чем стояло их мировоззрение. Словом, речь идет о покушении на веру, которая представляла собой один из важнейших "приводных ремней" автократии.
Об исторических религиях можно иметь разные суждения и оценивать их по-разному; но в отношении культа Сталина двух мнений быть не должно, если мы не хотим снова вернуться в кровавый хаос. Пусть даже остаются теперь люди, которые напоминают нам, как бойцы шли а атаку с именем Сталина; очевидно, что они имели в виду вовсе не реального Иосифа Джугашвили, а политический фантом, суррогат извечной идеи Божества.
Порой говорят, что Сталин открыл для атеизма своего рода "Константиновский период", т. е. эпоху государственной поддержки. Но сказать так - значит сказать не все, не главное. В "культе личности" государственная власть пришла к полному самообожествлению, утвердила себя как единственную безусловную ценность.
Страшный опыт диктатур XX века может послужить уроком и для нас, верующих. Он дает нам возможность увидеть "со стороны" облик духовной тирании, патернализма, игры на инфантильных чувствах и массовых неврозах.
так что, кмк, важно в каком тоне доносить свои мысли с позиции веры
если верующий сам стремится обличать, призывает к насилию или жестокости (как Ткачёв - рубить ворам руки или кастрировать педофилов), то скорее всего ему светит репутация одиозного "религиозного деятеля"
конечно, называть Ленина сифилитиком это не то же самое, но это всё же грубо
хотя лично я готов согласиться с тем, что симптомы менее противоречиво укладываются именно в картину нейросифилиса (от которого его и лечили, как я понимаю), и ничего удивительного - сто лет назад сифилис был обычен.
вспомнить хотя бы Ницше, среди версий диагнозов которого нейросифилис занимает видное место.
а сравнить их с Лениным последние фото, так и вовсе вдаришься в мистицизм (нет).
или как мимимум оценишь грустную иронию общего в судьбе великих мыслителей своего времени.
но это всё вообще не имеет значения
какая разница, болел Ленин сифилисом или нет?
что это даёт для понимания истории или для осмысления наших целей сегодня?
и как выяснение диагноза Ленина приближает верующих к христианскому идеалу?
Evgen> Но ведь Бог всегда нелицеприятен. Иначе не распяли бы Христа и пророка Исайю не распилили бы деревянной пилой.
хочется думать, что решение о распятии выносилось просто по букве закона
то есть победила государственная бездушная бюрократия и несовершенный (а какой ещё у людей может быть?) суд.
а душа Пилата, хочется верить, колебалась
как у нас, когда мы делаем выбор, и иногда, к сожалению, чересчур полагаемся на выбор государства, упуская возможность "не распять"
Бог не нелицеприятен, и путь веры это вообще-то любовь.
нелицеприятны уличения людьми друг друга в грехе, а также нелицеприятна невозможность пребывать в любви и благодати, вплоть до готовности вернуть счастье любой ценой, даже наплевав на заповеди