Физик теоретик Александр Чернышёв в работе «Рекордный советский взрыв» писал, что спустя всего 2 часа после детонации бомбы исследователи прибыли на место испытания, поскольку радиоактивное загрязнение около 1 миллирентген/час практически не представляло для организма человека никакой опасности. В дальнейшем пребывание в эпицентре взрыва не повлияло на их здоровье.
Россия внесет изменения в свою доктрину применения ядерного оружия в ответ на то, что она считает западной эскалацией в конфликте на Украине, сообщили в воскресенье государственные СМИ со ссылкой на заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова.
Существующая ядерная доктрина, изложенная в указе президента Владимира Путина от 2020 года, гласит, что Россия может применить ядерное оружие в случае ядерной атаки противника или обычного нападения, угрожающего существованию государства.
Некоторые "ястребы" из числа российских военных аналитиков призывают Путина снизить порог применения ядерного оружия, чтобы "отрезвить" врагов России на Западе.
В июне Путин заявил, что ядерная доктрина — это "живой инструмент", который может меняться в зависимости от событий в мире. Комментарии Рябкова в воскресенье стали самым четким заявлением о том, что изменения действительно будут внесены.
«В период холодной войны США допускали, что мы можем рвануть на Запад танковыми колоннами через Германию, прикрываясь ядерным оружием, и единственным сценарием ответа, который они на этот случай отрабатывали, был ядерный удар по территории самой Германии. Не по СССР. С тех пор ничего в этом плане не изменилось для США. А мы до сих пор находимся в облаке ложных представлений»,— подчеркнул ученый.
По его мнению, «нужно не только ужесточить ядерную доктрину, важно, чтобы российское руководство четко заявило, что мы готовы применить (ядерное оружие.— "Ъ") по тем странам, которые поддерживают агрессию НАТО на Украине». Господин Караганов добавил, что современная ядерная доктрина «чудовищно устарела». Он считает, что в ней следует прописать понятие «ядерная эскалация» — предварительные шаги, способные убедить потенциального противника в готовности нанесения ядерного удара.
Заместитель председателя Совета безопасности Дмитрий Медведев считает, что у России есть основания для использования ядерного оружия в соответствии с доктриной ядерного сдерживания после нападения ВСУ на Курскую область. При этом он отметил, что решение о ядерном ответе «чрезвычайно сложное и с необратимыми последствиями», и Россия «проявляет терпение», не принимая его.
Караганов говорит, что первые ответные удары должны наноситься обычным оружием, но затем следует переходить на ядерное. «По теории эскалации нам до ядерных ударов нужно пройти еще около 10–15 ступенек, мы пока прошли только пять. Но дальше нужно будет, очевидно, наносить удары по объектам на территории стран НАТО, которые играют важную роль в снабжении киевского режима. Если и это их не остановит, тогда идти дальше», — рассказывает он.
«Я понимаю, что решение о применении ядерного оружия, которое неизбежно приведет к гибели невинных людей, это страшный шаг. Но обладать ядерным оружием и не быть в состоянии убедить своего противника в готовности его применить — это самоубийство», — подчеркнул политолог.
Некоторые американские аналитики поспешили объявить, что Путин блефует, и призвали вывести его на чистую воду. Как сообщила "Нью-Йорк таймс" со ссылкой на письмо администрации от 17 бывших послов и генералов: “Ослабление ограничений на использование западного оружия не приведет к эскалации со стороны Москвы. Мы знаем это, потому что Украина уже бьет этим оружием по территории, которую Россия считает своей, — включая Крым и Курск, — и реакция Москвы остается неизменной”.
Эти аналитики опрометчиво принимают сдержанность за слабость. По сути, они отстаивают стратегию балансирования на грани допустимого. Каждая следующая эскалация — от поставок HIMARS до кассетных боеприпасов, танков “Абрамс”, F-16 и армейских тактических ракетных комплексов ATACMS — приближает мир к Армагеддону. Похоже, их логика сводится к следующему: если вы подразнили медведя пять раз, а он не отреагировал, то можно безнаказанно дразнить его и в шестой раз — причем еще сильнее.
Такая стратегия была бы разумной, будь медведь беззубым. Но “ястребы” из администрации Байдена, похоже, забыли, что Россия — ядерная держава. Они позабыли мудрость Джона Кеннеди, который еще в 1963 году предупреждал: “Ядерные державы должны предотвращать такие конфронтации, которые ставят противника перед выбором между унизительным отступлением и ядерной войной”.