Действующий президент Дмитрий Медведев вновь позволил себе сделать заявление о том, что "государство" имеет право влиять на судебные решения. "В любом случае у государства должна быть возможность как-то донести свою позицию [до судов]… чтобы судьи понимали какова позиция государства, это тоже важно, кстати. Это не банальность, это правда", — сказал нынешний глава государства вчера на встрече с руководством и следователями МВД, Генеральной прокуратуры, Следственного комитета и представителями гражданского общества.
 [показать]
При этом такое давление на суд, по мнению президента должно быть "интеллигентнее", чем существовавшее ранее и продолжающее существовать сейчас телефонное право. По его словам, такая практика есть в других странах. "Государство в других странах делает это [доносит свою позицию — прим. ред.] гораздо интеллигентнее, не в форме прямых звонков – сделайте так-то, — рассказал он собравшимся, дав понять при этом, что хорошо с ней знаком: — Я сейчас не буду об этом рассказывать, там есть какие-то совсем тонкие вещи, но если кому интересно, потом как-нибудь расскажу".
Вопрос о давлении на судей со стороны чиновников на встрече с президентом поставил член Общественной палаты Денис Дворников. "Я хочу поднять фундаментальный вопрос, который связан с борьбой с коррупцией, он связан с работой судов, — сказал он. — Я хочу поднять такую проблему, которая связана с привычкой некоторых начальников… поднять трубку, чаще это личный мобильный телефон судьи, и попросить, чтобы судебное решение было принято так, как считает правильным именно чиновник, а, возможно, не так, как это должно быть по закону". По словам Дворникова, который возглавляет комитет "За открытость правосудия" и много общается с судьями, "это достаточно распространенное явление". "Я могу подтвердить, что и в кулуарах, и в личном общении судьи часто говорят об этом. Иногда они, будучи встроенными в некую систему якобы гармоничную, особенно на уровне регионов, просто не могут заявить об этом громко", — сказал он и предложил подумать над созданием "высокотехнологичного механизма, который бы при попытке чиновника набрать номер судьи автоматически факсом отправлял бы заявление о прекращении полномочий в адрес президента".
Отвечая Дворникову, действующий президент признал, что проблема существует, но отчасти в ее существовании виноваты сами судьи. "Судье кому не надо не следует раздавать номер своего мобильного телефона – это первое, и это главное на самом деле. Это же вопрос правовой культуры, — сказал Медведев. Потом он вспомнил уже рассказанную им один раз историю про судью и адвоката, которые обедают вместе с ресторане (судя по контексту, сюжет был почерпнут им из кино). "Вспомните даже всякие кинофильмы. Там, допустим, адвокат за границей с судьей пошел в ресторан. Все, карьера закончена и у судьи, и у адвоката", — сказал он.
Тем не менее, бороться с попытками просить судей принять правильные решения, по словам Медведева, нужно. "Это тема известная, мы ее неоднократно с судьями обсуждали, включая и введение так называемого журнала регистрации обращений. Просто сами судьи еще частично побаиваются, но в принципе это вполне нормальная вещь, — сказал президент. — Например, я знаю, [Высший] Арбитражный Cуд мне сказал, что они готовы это делать. Всякое обращение должно фиксироваться. Позвонил Иван Иванович, адвокат – фиксируется, позвонил Иван Петрович, глава городской администрации – фиксируется". По мнению Медведева, таким образом можно "отбить желание звонить". "Административное давление, оно в той или иной форме трудно преодолевается, но это в принципе возможный вариант", — резюмировал он.