РЫБАЛКА ПОСЛЕ БРЕКСИТА: ПАРИЖ ГОТОВИТСЯ ОБЪЯВИТЬ О САНКЦИЯХ
Париж считает, что количество лицензий, выданных французским рыбакам, остается недостаточным в рыболовных зонах, которые все еще оспариваются после Brexit.
После интенсивных обсуждений под эгидой Европейской комиссии Париж готовится объявить о ответных мерах против Лондона и Нормандских островов, считая, что количество лицензий, выданных французским рыбакам, остается недостаточным, сообщил в понедельник правительственный источник.
Морской министр Анник Жирарден должен встретиться во вторник утром с премьер-министром, мы узнали из того же источника.
Жан Кастекс, который в начале октября попросил все свое правительство поработать над возможными ответными мерами, должен выступить в арбитраже по этому взрывоопасному вопросу.
«Больше нет никаких сомнений в том, что будут (санкционные) меры», - заявил в понедельник французский дипломатический источник.
Соглашение после Брексита, заключенное в конце 2020 года между Лондоном и Брюсселем, предусматривает, что европейские рыбаки могут продолжать работать в определенных британских водах при условии, что они могут доказать, что они ловили рыбу там раньше. Но французы и британцы спорят о характере и объеме подтверждающих документов, которые необходимо предоставить.
Таким образом, во все еще спорных зонах рыболовства (6–12 миль от побережья Великобритании и Нормандских островов) Лондон выдал в общей сложности чуть более 200 окончательных лицензий, в то время как Париж еще требует 244 лицензии.
Франция не раскрывает характер предполагаемых санкций, но неоднократно угрожала сократить поставки электроэнергии или принять меры в секторе финансовых услуг или исследований.
Символично, что одна из первых мер может коснуться рыбаков - сокращение количества портов для выгрузки во Франции британских рыболовных судов.
Французский национальный комитет по рыболовству с нетерпением ожидает такого ответа Франции, который в субботнем пресс-релизе оценил достигнутый прогресс «слишком робким и, прежде всего, слишком долгим для руководителей небольших рыболовных компаний которые» живут в тоске "месяцами".
Состояние ума катастрофическое, между высокомерием, выдумками, притворной или реальной паранойей, силлогизмами, поисками козла отпущения...
Кризис в Украине, по мнению редактора газеты Financial Times Роберта Шримсли, положил конец лозунгам сторонников брексита о "глобальной Британии".
Он полагает, что война в Украине заставила британское правительство сконцентрироваться на Европе, забыв о роли, которую Британия хотела бы играть в мире.
"Близость Европы и Британии в результате кризиса наблюдается лишь в области санкций против России", - говорит Джули Ньютон.
"Очевидно, что Британия и ЕС координируют действия по украинскому кризису. Но я не думаю, что британское правительство меняет свое отношение к Европе", - полагает профессор Королевского колледжа Лондона Ананд Менон, директор инициативы "Соединенное Королевство в меняющейся Европе".
"Британское правительство полагает, что этот кризис доказал правоту британской позиции - что они могут сотрудничать неформально с ЕС и могут сотрудничать с отдельными членами ЕС или с группой стран ЕС", - отмечает Ананд Менон.
"Тезис о "глобальной Британии" остается основой внешней политики Британии, но ее модифицировали с учетом этого кризиса", - говорит Ананд Менон.
Одним из главных документов, определяющих международную политику Британии, выступает так называемое "Интегрированное ревью" - документ, принятый в 2021 году.
"В этом документе четко говорится, что стабильность и безопасность евроатлантического региона - приоритет региональной политики Британии", - отмечает Ананд Менон. По его мнению, действия Британии во время нынешнего кризиса никак не противоречат этому документу.
По мнению эксперта, желание стать глобальной силой - это просто здравый смысл.
"Нет никаких сомнений, что важнейшие события в области международных отношений и безопасности в следующие несколько десятилетий будут происходить в дальневосточном регионе, говорит профессор Менон.
Поворот в сторону Азии и Тихоокеанского региона, по его мнению, неизбежен. "Украина лишь временно приостановила этот процесс", - полагает профессор.
Подарок Джонсону
"Борис Джонсон любит представлять Британию как гаранта безопасности Европы, - поясняет Джули Ньютон. - Что-то вроде США номер 2".
"В каком-то смысле нынешний кризис вокруг Украины - просто подарок Джонсону. Этот кризис помогает укреплять идею "глобальной Британии" и позволяет Джонсону делать громкие заявления о роли НАТО и Великобритании", - говорит она.
Отмечая, что в ЕС трудно достичь консенсуса в области международной политики, Джонсон, наоборот, подчеркивает, что теперь, выйдя из союза, Британия получила свободу действий на международной арене.
"Джонсон полагает, что мы можем возвышаться над ЕС как истинные гаранты безопасности в этом кризисе, наряду с США, - рассказывает Джули Ньютон. - Он также говорит о создании малых групп в рамках НАТО - например, группы, которая включала бы балтийские государства и Британию".
После российского вторжения в Украину Британия действительно поставила дополнительное вооружение в Эстонию и удвоила там свое военное присутствие.
Спустя почти восемь лет после решения выйти из Евросоюза Великобритания так до конца и не развелась со своим крупнейшим партнером. Получив право вернуть барьеры в торговле еще в январе 2021 года, власти до последнего откладывали проверки товаров на границе, опасаясь дефицита продуктов и недовольства населения. И вот во вторник в полдень опустился наконец главный шлагбаум.
Британцы с 30 апреля начали проверки фур и контейнеров, в которых из ЕС привозят продукцию растительного и животного происхождения — мясо, рыбу, сыр, яйца, цветы и рассаду. Это серьезный барьер, поскольку островная страна на периферии Европы на треть зависит от поставок продовольствия из Евросоюза, и до сих пор импортеры беспрепятственно ввозили еду, как будто границы и не было.
...
Власти утверждают, что новые проверки будут стоить импортерам не более 330 млн фунтов в год и добавят 0,2 процентного пункта к продовольственной инфляции в ближайшие три года. Бизнес ставит эти расчеты под сомнение.
И те, и другие сходятся в том, что политическое решение выйти из ЕС после 45 лет членства в союзе обернулось убытками для экономики. Их масштаб пока не проявился полностью, в том числе потому, что часть барьеров в торговле до сих пор не восстановлена.
По оценке Офиса бюджетной ответственности, на прогнозы которого опирается правительство, брексит лишит Британию 15% импорта и экспорта и 4% потенциального роста экономики, но полный эффект проявится только через 15 лет.
Другие эксперты приводят схожие оценки. Centre for European Reform подсчитал, что Британия экспортировала бы на 100 млрд фунтов в год больше, если бы осталась в ЕС. А экономисты Bloomberg оценили в те же 100 млрд фунтов в год весь ущерб экономике на третьем году развода с ЕС.
Британцы проголосовали за брексит 52% против 48% в июне 2016 года. Сейчас за возврат в ЕС выступает 51%, против — 36% населения, однако ни одна из двух главных партий страны не заикается даже о возврате в единый рынок, не то что о воссоединении с ЕС.