Татарин>> "Фальсифицируемость теории" - не единственное, не основное, и даже не главное требование к хорошей рабочей теории.
э.х.> я не сказал что фальсифицируемость достаточное условие (хотя мог бы)
э.х.> я сказал что это условие НЕОБХОДИМОЕ
Сказать-то можно что угодно, но с чего ты взял?
Крайне желательное (можно сказать, почти необходимое) это условие для
научных теорий. А научный подход (следующий из постулируемого позитивизма) имеет ограниченную применимость.
Наука
постулирует, что объект её интереса обладает определёнными свойствами, которыми политика не обладает - объективностью опыта и повторяемостью эксперимента. Поэтому в науке фальсифицируемость реально
часто помогает (заметь: не всегда, заметь: помогает) избегать тупиков ложных объяснений с неверной аксиоматикой и плохой предсказательной силой. А в политике - нет.
Политика - частный случай обществововедения, в которой
а) любой объект рассмотрения неповторим и уникален, равно как неповторимы и уникальны условия,
б) имеет собственную волю и подвержен действию неизвестных субъективных факторов.
Идея о том, что научный подход универсален - как раз результат превращения науки в культ Карго, и непонимания сути её подхода, объектов и области применимости.
э.х.> иначе это не теория, объясняющая факты наилучшим из возможных способов, а вера, отвлекающая внимание от реальных причин мировых конфликтов.
Почему же?
Даже постфактум теории в этой области нефальсифицируемы
на практике в большинстве случаев.
Если же говорить абстрактно, то теория о том, что Байден - марионетка, конечно, легко фальсифицируется: сажаем за стол, даём стакан водки, включаем полиграф и начинаем спрашивать с пристрастием. В правильно организованном процессе правильно составленные вопросы совершенно раскалывают, кто ему пишет записки с ответами на вопросы.
Ну или - в каком-то фантастическом раскладе - достоверно подтверждают, что он субъектен и имеет большое (или даже определяющее) влияние на свои решения (ну, кроме того, сходить ли ему в туалет по-маленькому или по-большому), а вся эта личина ему нужна чтобы обмануть ВраговСвободногоМира(тм).
Что так, что этак, такой эксперимент с высокой степенью доверия к результату, конечно, возможен в теории. Но не на практике, не для нас.
э.х.> для теории закулисы это условие не соблюдается.
Татарин>> Например, реально, невозможно представить, что что-то решает американский президент Байден. Или, допустим, эстонский президент Каллас (видел её лично).
э.х.> Байдена, допустим, оправдывает возраст
Тут нечего "оправдывать", потому что нет "обвинения", а только рассмотрение фактов.
Либо человек принимает решения сам, либо нет. Если нет, то он не субъектен, марионетка. Байден, вполне очевидно любому, - марионетка. Крайне сложно придумать теорию, в которой Байден просто прекрасный актёр с железной волей играющий маразматика ради высокой цели.
э.х.> но на каком основании можно отказывать в субъектности и собственных убеждениях Каллас или любому другому европейскому политику, и при этом настаивать на собственной субъектности и независимости убежений, я отказываюсь понимать
Ну, отказ понимать заметен.
Принято.
э.х.> ты более субъектен чем Каллас?
Конечно.
э.х.> крупные политики в среднем более образованные люди чем мы
КРАЙНЕ спорное утверждение, по меньшей мере для публичных политиков.
Но это тут при чём?
э.х.> с какой стати они должны не уметь анализировать те же самые факты, которые мы тут, сидя на диване, анализируем более полно?
Ну, например, с того, что они заняты чем-то другим?
Но на самом деле, это вообще не важно. Субъектность - способность самостоятельно принимать решения, а не самостоятельно принимать какие-то особо правильные решения. Ни ум, ни образование тут совершенно ни при чём.