Fakir>> Интересно, и как это только удалось обосновать само создание отдельного от Британии американского государства?! Ведь не может же быть такого?!
U235> Именно так же. Через создание американской нации и американский национализм
Тебе в мире иллюзий уютно живётся? Причины, следствие, раньше-позже - да какая разница-то?
У тебя же предельно фентезийные представления.
U235> Главный. Иначе бы просто не удалось обосновать самого создания отдельного от России украинского государства.
В постсоветской России в 90-е годы прошла волна регионального сепаратизма (сибирский, уральский, калининградский и др.)
Про Росселя - забыл? Про Уральскую республику? И ведь почти выгорело, с треском и влёгкую! Только тут стали пресекать, а Вна и во всех нац.республиках - не стали.
Несмотря на то, что на протяжении почти уже 20 лет в России сохраняется относительная политическая стабильность, тем не менее существуют риски для ее государственности, которые проявляются на латентном уровне. В частности, речь идет о новом региональном сепаратизме, который по объективным и субъективным причинам зреет в целом ряде субъектов федерации. Статья посвящена анализу данного феномена. Автор приводит свою типологию неосепаратизма. При этом отмечается, что последний, в отличие от «брутального» сепаратизма 1990-х гг., является достаточно умеренным и «сдержанным», хотя при определенных условиях может стать катализатором дестабилизации в целом ряде регионов страны.
// cyberleninka.ru
Региональный сепаратизм стал одним из наиболее серьезных вызовов Российской Федерации в «лихие девяностые». Слабость центральной власти, дефицит ресурсного потенциала, развал силовых структур привели к очень опасной ситуации, когда суверенитета и самоопределения требовали не только национальные республики, но даже «русские» регионы (Свердловская область, Калининград, Сибирь и др.). Ценой колоссальных усилий, а также первоначальных уступок («берите суверенитета столько, сколько сможете проглотить») Кремлю удалось затормозить процесс распада страны и дотянуть до конца 1990-х гг., когда сложились благоприятные предпосылки для «реинтеграции» ее территории.
Интересно, что идеи «самобытности» и региональной «особости» культивируются и в ряде «русских» областей. Так, например, в Калининградской обл. в местном истеблишменте сложилась и активно заявляет о себе «партия Кенигсберга»; в Твери до сих пор существует культ князя Михаила Тверского, «умученного от москвитян»; в целом ряде сибирских регионов имеют место неообластнические настроения под бело-зеленым флагом [Зайнутдинов 2012].
- в жестком противопоставлении казаков «иногородним»;
- требованиях признания особой казачьей национальности;
- требованиях широкого казачьего самоуправления;
- демонстративном культивировании специфических сторон казачьего быта и особого «казачьего языка»2;
- продвижении идей «Казакии» - сепаратистского проекта ряда казачьих лидеров времен Гражданской войны и эмиграции;
- попытках реабилитации казаков-коллаборационистов, во время Великой Отечественной войны примкнувших к гитлеровцам (атаман П.Н. Краснов, Г. фон Паннвиц, А.Г. Шкуро), а также в стремлении придать коллаборационистам образ мучеников (трагедия в Лиенце)-3.
Очень своеобразным является автаркический сепаратизм, который связан с отдаленностью отдельных территорий и их внутренней консолидацией на основе местного патриотизма и культа «малой исторической Родины». Отчасти такие тенденции характерны для населения и элит Камчатки, Сахалина, Дальнего Востока, которые воспринимают себя, с одной стороны, как особый пограничный форпост России, с другой - как особую общность, фактически отрезанную от Большой земли [Маркелова 2016].
Ахметов, Айрат Асхатович. Сепаратизм в России и на постсоветском пространстве и пути его преодоления: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2013. 184 с.
// www.dissercat.com
При ослаблении и тем более крушении центральной власти региональные сепаратизмы возникают сами по себе - как грибы после дождя, как мыши, самозарождающиеся в грязном белье. Везде и всегда! Смотрим любые страны после военных катастроф или революций - и вуаля, многочисленные местные республики, далеко не всегда по нацпризнаку.
В отечественной истории это и послереволюционный период в 1917-22, и революция 1905 - когда была провозглашена куча республик, порой вообще на уровне отдельной деревни.
В чём принципиальная разница с революцией 1992 и крушением центральной власти, тем более с лозунгом "берите суверенитета, сколько унесёте"? Да ни в чём по большому счёту. Просто более оформленным уже субъектам легче было отколоться. Особенно если они на периферии.
Даже в нацреспубликах порой старались не слишком выпячивать национальный аспект, а, напротив, по возможности маскировать под другие мотивы, чтобы не слишком отпугнуть и представителей нетитульной нации - у тех же прибалтов ихние народные фронты, с лозунгами "За нашу и вашу свободу!" и вот это вот всё. В той же Эстонии, как мне рассказывали, при народных фронтах были одновременно и курсы по изучению эстонского - но и русского тоже.