Татарин>> Техническая возможность построить ядерную машину есть, и даже с биозащитой, и (при работе без аварии) экологически чистой эксплуатацией.
В.с.с.О.> ИРЛ ядерные движки развивали тяговооружённость порядка 1 (у NERVA тяга и масса были около 34 тонн), а то и меньше. Есть большие сомнения в том, что на них получится что-то вывести на орбиту.
Давайте детально, с цифрами. Я вижу всеобщее непонимание тут, следствие инерции мышления на один раз (неправильно, КМК) выбранном пути. Я утверждаю, что существовавшие ЯРД изначально проектировались совершенно неправильно, уже с технического задания начиная. Загипнотизированные "невероятной мощью атома" поставили целью сделать какую-то негодную фигню, напряглись, и именно какую-то негодную фигню и сделали в итоге. Фигня на входе, фигня на выходе.
Наверное, даже в отдельную тему нужно.
Просто немножко рассуждений, чтобы обрисовать картинку качественно.
Тяга зависит от удельного импульса и удельной мощности, так?
1.
Чем больше удельный импульс (при той же тяге), тем больше мощность на ту же тягу. Мощность растёт как Vистечения2, верно?
Удельный импульс NERVA (в вакууме): 850 с.
Допустим, мы ставим в ТЗ УИ 600с, требуемая мощность реактора будет в (850/600)2~=2 раза меньше. Зафиксировали.
2.
Чем больше удельный импульс (при том же рабочем теле), тем больше требуется температура. Среднеквадратичная скорость молекул в газе пропорциональна корню из температуры ©термодинамика, то есть, для повышения скорости истечения нужно квадратично повышать абсолютную температуру газа.
Удельный импульс NERVA (в вакууме): 850 с.
Допустим, мы ставим в ТЗ УИ 600с, требуемая требуемая абсолютная температура на выходе из реактора будет в те же (850/600)2~=2 раза меньше. Тоже зафиксировали.
Теперь в этом же пункте к техническим следствиям. Вообще говоря, равновесная температура, соотвествующая энергии деления ядер - порядка триллионов К, для техники всё равно что бесконечность. Практически она ограничена только возможностью проводить ядерную реакцию без разлёта испарившегося ядерного реактора, ну или в известных конструкциях ЯРД ещё более жёстко - надёжным сохранением твёрдого состояния и конструктивной прочности ядерного топлива, хотя бы поверхностей непосредственного теплообмена. Температура в центре ТВЭЛ существовавщих ЯРД максимальна, если её ещё и можно поднять от тех 2500-3000С, то незначительно.
При этом же мощность реактора опять же с практической точки зрения ограничена только временем работы, примитивные импульсные реакторы 1945-го года совершенно спокойно выдавали петаватты с тонны, и выдавали бы ещё больше, но разлетались в стороны от перегрева (чему и были рады создатели, впрочем). То есть, удельная мощность реактора ограничена только удельной мощностью теплообмена, которая зависит от материалов и deltaT. Не будем про фантастически материалы, остановимся на технологиях 1960-х. При фиксированной максимальной температуре топлива, удельная мощность зависит от температуры газа. Если у нас температура газа на выходе на 50С меньше температуры поверхности ТВЭЛа, мощность Х, если вдвое меньше и deltaT~1500C, то реактор в 30 раз мощнее. Просто потому, что в 30 раз выше температурный напор.
Да, на ту же массу. Всё ровно то же самое, нет никаких проблем реактору той же массы и конструкции выдать сколько угодно мощности, если ты можешь его охладить. А мы, если снизим температуру газа на выходе, - МОЖЕМ его охладить.
Комбинация пунктов 1 и 2 даёт 30-50 кратное увеличение удельной мощности сразу. На всё тех же технологиях 60-летней давности.