Ситуация в Красном море ухудшается, пишет Yeni Şafak. В связи с нападениями йеменских хуситов на связанные с Израилем корабли судоходные компании меняют маршруты. Из-за этого увеличиваются не только сроки доставки грузов, но и стоимость перевозок.
Главным фактором сокращения судоходства в Красном море стало резкое падение количества контейнеровозов особенно во второй половине декабря 2023 года. В то время как число судов "ро-ро", проходящих через Красное море, сократилось в прошлом месяце на 25% в годовом исчислении, количество судов, перевозящих сжиженный природный газ, сухие и скоропортящиеся грузы, существенно не изменилось.
После того как маршрут контейнеровозов через Красное море был изменен на мыс Доброй Надежды, за неделю с 25 по 31 декабря количество проходов по этому пути увеличилось на 27% по сравнению с предыдущей неделей.
В то время как на долю контейнеровозов приходится 40% прибытий в Израиль из-за рубежа морским путем, в ноябре и декабре 2023 года количество заходов контейнеровозов в страну сократилось на 11% и 16% в годовом исчислении соответственно.
Тайваньская транспортная компания Evergreen и гонконгская OOCL приостановили поставки в израильские порты, тогда как Maersk и MSC – продолжают.
Maersk в заявлении от 5 января, после того как одно из ее судов подверглось нападению со стороны хуситов, объявила о принятом решении в ближайшем будущем направить все суда, проходящие через Красное море / Аденский залив, на юг близ мыса Доброй Надежды.
Изменение маршрута судов в сторону мыса Доброй Надежды на юге Африки предполагает увеличение расстояния на четыре тысячи морских миль (6,5 тысячи километров) и времени в пути на 10-14 дней. Более продолжительные перевозки влекут за собой дополнительные расходы на топливо в размере около миллиона долларов, а также увеличение затрат на страховку и сроков доставки.
Стремительная товаризация современного поля боя проявилась во всей красе в последние дни, когда повстанцам-хуситам в Йемене, по сути, удалось установить в Красном море блокаду — даже не имея военно-морского флота. На протяжении всей истории человечества контролировать моря (а, следовательно, и торговлю) могли лишь самые богатые из стран — только им было по карману отряжать значительную часть национального дохода на строительство серьезного флота. Но процесс товаризации решительно изменил расстановку сил.
Ключевым моментом в блокаде Красного моря стало успешное поражение торгового судна иранской противокорабельной ракетой. Информация о конкретной модели ракеты скудна, но нет никаких сомнений, что она стоила существенно дешевле ракет ПВО на вооружении западных военных кораблей. В репортажах уже подчеркивалось, что ВМС США тратят ракеты за два миллиона долларов штука, чтобы сбивать беспилотники хуситов за 2 000 долларов.
Характер нового вооружения ставит и более глубинные вопросы. Когда блокада только началась, раздались призывы к ВМС США и их союзникам бомбить хуситов, чтобы вынудить их капитулировать. Но что именно они собрались бомбить? Эти новые ракеты и беспилотники можно свободно перебрасывать по всей подконтрольной хуситам территории, а запускать — и вовсе дистанционно. Даже когда ВМС США определят цель, ею может оказаться дешевая пусковая установка или, в лучшем случае, пустой грузовик.
Основная часть технологий для производства нового “товаризованного” оружия доступна на коммерческом рынке. Двигатель, аналогичный тому, что используется в иранских ракетах 358, можно приобрести на AliExpress или на сайтах для самодельных беспилотников всего за несколько сотен долларов.
Возможно, пришло время пересмотреть наши траты на вооружение и военные закупки. Пожалуй, пора задуматься и о наших возможностях на новом, “товаризованном” поле боя: что нашим вооруженным силам под силу, а что нет. Судя по всему, многое в новой обстановке сулит преимущество стороне, воюющей на “своем поле”. Тот же флот издавна служит излюбленным инструментом демонстрации силы в отдаленных регионах мира. Но если военным кораблям так легко и дешево угрожать “коммерческим” оружием, их полезность на театре военных действий значительно снизится.
Хуситы в Йемене совершили первое нападение на корабль США в Красном море после американской атаки на их военно-морские силы 31 декабря.
Хуситы выпустили мощный залп беспилотников и ракет. ВМС США и Великобритании были вынуждены сбивать снаряды и дроны. О возможных повреждениях кораблю не сообщается.
Генерал заявил, что речь идет о «начальной реакции» в ответ на гибель десяти хуситов: на прошлой неделе военные США потопили небольшие суда с ними, когда те попытались взять на абордаж торговое судно в Красном море. Сареа добавил, что хуситы продолжат мешать плаванию в Красном море израильских судов, пока Израиль не прекратит военную операцию в секторе Газа. Хуситы совершили 26 атак с момента ее начала 7 октября.
Иранское государственное агентство Tasnim сообщило о задержании военно-морскими силами Ирана американского нефтяного танкера в водах Оманского залива.
Судно было задержано «по решению суда», пишет Tasnim, передает РИА «Новости». Каких-либо подробностей не приводится.
Ранее хуситы из йеменского мятежного движения «Ансар Аллах» атаковали с помощью беспилотников, баллистических и противокорабельных ракет американский корабль.