Реклама Google — средство выживания форумов :)
Аномальные морозы, охватившие в последние дни значительную часть США, могут «аукнуться» и европейцам. Правда, не тем, что жуткие холода могут добраться до Старого Света, где, кстати, сейчас тоже отнюдь не жарко. Дело в том, что из-за очень низких температур в Америке резко выросло его потребление для отопления. Как пишет Reuters, на этой неделе из-за холодов на заводы по сжижению газа поступил минимальный в недельном выражении объем природного газа от производителей. Естественно, из одного из крупнейших в США терминалов сжиженного газа (СПГ) во Фрипорте, который в основном обслуживает европейских покупателей, будет отгружено значительно меньше газа для европейцев, что даже с учетом полностью заполненных перед зимой подземных газовых хранилищ, может привести к росту цен на газ в Старом Свете.
Как утверждает OilPrice, в Красном море не осталось ни одного газовоза, везущего сжиженный газ (СПГ) в Европу. Судоходные компании, перевозящие СПГ из Азии в Европу, включая Flex LNG, вслед за всеми остальными транспортниками тоже решили не рисковать.
Стоимость и время доставки СПГ резко выросли, однако европейский рынок СПГ пока остается относительно стабильным. Несколько скачков цен на газ в Старом Свете, конечно, были, но, во-первых — не такие уж и большие, а во-вторых, цены довольно быстро снижались. По мнению аналитика агентства Reuters Клайда Рассела, удивительная, особенно по сравнению с 2022 годом, стабильность газового рынка субконтинента объясняется прежде всего тем, что объемы СПГ, получаемые Европой из Азии, относительно малы по сравнению с газом, поступающим из Америки. А также — «текущей динамикой (газового) рынка, который сейчас достаточно гибок, чтобы компенсировать давление на оптовые цены». Однако можно предположить, что такое состояние едва ли продлится слишком долго и цены на газ к весне вырастут.
Несмотря на напряженную геополитическую обстановку в мире и конфликты на Ближнем Востоке спотовые цены на газ в Европе и Азии остаются в последнее время, на удивление, низкими.
Между тем, логично было бы предположить, что цены должны быть намного выше, потому что через Красное море идут в основном как раз грузы, включая сжиженный газ (СПГ), из Азии в Европу. Из-за нападений хуситов на корабли подавляющее большинство компаний отправляют свои корабли в обход, что удлиняет путь на тысячи миль и приблизительно на 10 дней. Европейцам повезло: из Азии они получают газа (в основном, из Катара) намного меньше, чем из Америки.
Импорт СПГ Азией в прошлом году восстановился и превысил позапрошлогодний. Азиаты не хуже европейцев подготовились к зиме и наполнили подземные газовые хранилища (ПГХ) практически на все 100%, что позволяет им спокойно ждать весны.
Европа тоже, считает Oil Price, имеет очень хорошие шансы пройти зиму без потрясений благодаря наполненным ПГХ и поставкам природного газа из Норвегии и СПГ – из США, на которые конфликт на Ближнем Востоке никак не влияет.
Катар, входящий в тройку крупнейших экспортеров СПГ в мире, по соображениям безопасности запретил своим газовозам с газом для Европы заходить в Красное море. В прошлом году Доха поставила в Старый Свет св. 20 млрд м3 СПГ. Кроме этого, Европа получает СРГ также из Омана и ОАЭ, но значительно меньше, чем из Катара. Тем не менее, поставки в Старый Свет газа из Азии значительно меньше поставок из США.
Конфликт в Красном море негативно повлиял на торговлю Азии, включая СПГ, с Европой, но еще больше он повлиял со знаком «-» на поставки американского СПГ в Азию. Маршруты поставок значительно изменились: американский СПГ трейдеры сейчас вместо Азии перенаправляют в Европу, а катарский – вместо Европы – в Азию.
Цены упрямо не принимают во внимание холода, пришедшие в Старый Свет в последние недели. Уверенно смотреть в будущее позволяет газ в ПГХ, которые наполнены на 77,9% по состоянию на 16 января. Это существенно превышает средние показатели за последние 5 лет (68%).
«Несмотря на холода цены на газ и электроэнергию в январе продолжили падение,- говорится в заявлении аналитиков Engie's EnergyScan.- Превышение предложения над спросом и благоприятные прогнозы погоды способствуют низким ценам. Правда, на заднем фоне остаются геополитические риски».
в Германии саботажу подвергся строящийся газопровод от нового терминала, предназначенного для импорта сжиженного природного газа на замену российскому трубопроводному.
По данным немецкой прессы, в трубе просверлили восемь дыр, и ввести ее в строй в срок не вышло.
Пока неясно, кто сверлил. Против строительства выступали борцы с изменением климата, но они никогда не скрывали своих требований. Те же, кто повредил трубопровод в восьми местах, ни о себе, ни о своих целях ничего публике не сообщали.
Более того, по данным источников журнала Spiegel в органах безопасности, отверстия были сделаны таким образом, что их трудно заметить невооруженным глазом. Дыры были обнаружены в ходе проверки только благодаря электронике.
Цель — к 2027 году вовсе отказаться от российского газа. ЕС рассчитывает, что потери компенсирует возобновляемая энергетика и общее снижение потребления углеводородов в соответствии с заявленной целью нейтрализовать выбросы парниковых газов в атмосферу к 2050 году.
Критики уверены, что ничего не получится.
Расходы на «зеленую» революцию огромны, экономика Европы не растет, социальные проблемы множатся, а к власти все легче приходят политики, обещающие сократить дотации на электромобили и ветряки и пустить сэкономленные деньги на пенсии, пособия, здравоохранение и доступное жилье.
Эксперты соглашаются, что развод с ключевым поставщиком газа будет кровавым.
«Россия продолжает использовать поставки энергоресурсов для давления на ЕС», — говорится в совместной публикации трех десятков европейских исследователей.
«Полностью заменить импорт газа из России в краткосрочной перспективе будет затруднительно», — пишут они.
К тому же газ — самый «чистый» углеводород, и еще недавно, до войны, ЕС числил его главным переходным видом топлива из грязного прошлого в чистое будущее.
Быстро пересмотреть эти планы не получится, поскольку альтернативы еще проблематичнее. Уголь грязнее, а атомные станции требуют многомиллиардных инвестиций на долгие годы вперед и крайне непопулярны во многих странах ЕС, прежде всего в промышленной Германии.