Историк Эммануэль Тодд заставил Францию говорить о себе, несмотря на обвинения в "путинизме" и призывы отправить его в Россию. В интервью Figaro эксперт... | 15.01.2024, ИноСМИ
// inosmi.ru
Эммануэль Тодд: Третья мировая война, конечно, не закончилась, но Запад уже простился с иллюзией, что украинская победа вообще возможна. Когда я писал свою книгу ["Разгром Запада"], это еще не всем было понятно. Но сегодня даже Пентагон согласился бы со мной: минувшим летом украинское контрнаступление провалилось, а кроме того, выяснилось, что США и другие страны НАТО не могут предоставить ВСУ достаточно оружия.
Моя убежденность в том, что Запад переживает разгром, основана на трех факторах.
Прежде всего, это индустриальная беспомощность США, которая выявилась вместе с открытием фиктивного, дутого характера исчисления американского ВВП. В своей книге я "сдуваю" надутый шарик этого самого ВВП и показываю глубинные причины индустриального упадка Соединенных Штатов: недостаточное количество людей с инженерным образованием, а также общую деградацию уровня образования в США начиная с 1965 года. Таков первый фактор.
Второй фактор, приводящий Запад к поражению, – это исчезновение американского протестантизма.
– Третьим фактором, ведущим к провалу Запада в современной борьбе, является тот факт, что выяснилось: "незападный" мир предпочитает Россию. После введения западных санкций Россия вдруг обнаружила повсюду в незападном мире скрытых экономических союзников. Оказалось, у России есть "мягкая сила". Она имеет порой консервативный характер (направленный против возвеличивания идеологии геев и лесбиянок), но вот что важно: оказывается, эта мягкая сила способна функционировать и в экономическом плане – что и обнаружилось, когда стало ясно: Россия выдержала экономический шок. Наша так называемая культурная модернизация рассматривается во внешнем к нам мире как безумие. С моей стороны признание этого факта – это констатация факта антропологом, а не мнение моралиста в стиле ретро.
– Это американцы будут сейчас активно искать некий статус-кво, который бы позволил им замаскировать их поражение. Но вот русские этот статус-кво не примут. Они в России прекрасно осознают свое нынешнее индустриальное и военное превосходство, но они понимают и тот факт, что в будущем может проявиться их демографическая слабость.
Путин хочет добиться своих военных целей, избегая людских потерь. А потому он не торопится. Он хочет сохранить такой свой важный козырь, как достигнутая им стабилизация российского общества. Он хочет вместе с ростом военного потенциала продолжить и экономическое развитие страны. Но Путин понимает, что приходит время, когда демографию должны восполнять создавшиеся в стране "средние классы", а они могут быть просто "пустыми" в этом плане. Путин понимает и то, что уже через несколько лет (три, четыре, может быть пять лет?) набирать добровольцев в армию будет труднее. Значит, нужно победить Украину и НАТО в какой-то обозримый период времени, не давая им паузы для восполнения сил. Так что не будем тешить себя иллюзиями: российское "военное усилие" будет нарастать.
Но со стороны Запада мы видим отказ рассмотреть стратегию России с точки зрения российской логики, с ее резонами, а также сильными и слабыми сторонами – и вот этот отказ привел нас к общему ослеплению. Вокруг нас – пустые слова, как бы плавающие в тумане. С военной точки зрения, худшие времена для украинцев и их западных союзников еще впереди. Нет сомнения, чего хочет Россия: восстановить свой контроль над 40% украинской территории и получить в Киеве нейтральный режим. А мы заладили на своих телеканалах: фронт стабилизируется, фронт стабилизируется… в тот самый момент, когда Путин напоминает нам, что Одесса – русский город.