Реклама Google — средство выживания форумов :)
Власти Катара предложили Израилю заключить сделку по освобождению заложников и военнопленных в секторе Газа в обмен на возможность покинуть его территорию лидерам ХАМАС, передает израильский «13 канал» со ссылкой на источники, близкие к правительству Катара. Сделка также предусматривает вывод сил ЦАХАЛ из Газы, сообщили собеседники канала в Дохе
Катар выступил с новой инициативой по освобождению израильских заложников и пленных, удерживаемых в Газе боевиками ХАМАС, передает израильский «13 канал» со ссылкой на источники, близкие к катарскому правительству. Сделка предполагает поэтапное освобождение заложников, разрешение лидерам ХАМАС покинуть сектор Газа и вывод из него Армии обороны Израиля (ЦАХАЛ), сообщили собеседники канала.
Израильские власти изучают возможность сделки и еще не приняли решения, отмечает «13 канал». По его данным, Израиль категорически не согласен с пунктом предложенного соглашения о временном выводе своих войск из сектора Газа. Официально возможность заключения нового соглашения не комментируют ни власти Катара, ни руководство Израиля, ни представители ХАМАС.
Это перевод статьи Элис Кадди.
Они считаются «глазами» Израиля на границе с Газой.
На протяжении многих лет этим отрядам молодых женщин-призывниц ставилась одна задача: они должны были часами сидеть на наблюдательных пунктах, высматривая признаки чего-либо подозрительного.
За несколько месяцев до нападения ХАМАС 7 октября эти признаки появились: тренировочные рейды, инсценировки захвата заложников, странное поведение фермеров по ту сторону барьера, разделяющего Израиль и Газу.
Ноа (имя изменено) говорит, что они передавали информацию об увиденном в разведку и более высокопоставленным офицерам, но большего сделать не могли. «Мы были просто глазами», — говорит она.
Кому-то из них было ясно, что ХАМАС планирует устроить что-то грандиозное — по выражению Ноа, «воздушный шарик, который вот-вот лопнет».
Би-би-си поговорила с этими молодыми женщинами об эскалации подозрительной активности, которую они наблюдали, о рапортах, которые они подавали, и об отсутствии заметной для них реакции на их сообщения у старших офицеров Армии обороны Израиля.
Мы также видели сообщения в WhatsApp, которые женщины отправляли за несколько месяцев до 7 октября, рассказывая об инцидентах на границе. Некоторые мрачно шутили: кто будет дежурить, когда неизбежное нападение все же случится?
О готовящемся нападении предупреждали и другие. По мере появления новых свидетельств число вопросов к израильским властям растет.
Би-би-си также побеседовала со скорбящими семьями, потерявшими своих дочерей, и с экспертами, которые считают реакцию ЦАХАЛ на сообщения этих женщин частью более широкого провала разведки. ЦАХАЛ заявил, что «в настоящее время сосредоточен на устранении угрозы со стороны террористической организации ХАМАС», и отказался отвечать на вопросы Би-би-си.
«Проблема в том, что военные не свели все разрозненные факты воедино», — говорит Би-би-си бывший командир одного из пограничных подразделений.
По ее словам, в противном случае они бы сообразили, что ХАМАС готовит нечто беспрецедентное.
Генерал-майор ЦАХАЛ в отставке Эйтан Дангот говорит, что тацпитанийот играют важную роль: они «нажимают кнопку, когда что-то не так» и детали, которые они сообщают своим командирам, должны передаваться по цепочке командования для создания более полной картины происходящего.
По его словам, от наблюдателей поступают ключевые «части головоломки» для понимания любых угроз.
В течение нескольких месяцев, предшествовавших нападению ХАМАС, высокопоставленные израильские чиновники утверждали, что исходящая от группировки угроза под контролем.
Но на границе было много признаков того, что что-то не так.
В конце сентября одна из наблюдательниц в «Нахаль Оз» пишет в группе WhatsApp своим подругам по подразделению: «Что, опять какое-то событие?»
В ответ быстро следует голосовое сообщение: «Ты откуда свалилась? У нас уже две недели каждый день какое-то событие».
Наблюдательницы, с которыми мы беседуем, рассказывают об инцидентах, которые они наблюдали в режиме реального времени за несколько месяцев до 7 октября. Некоторые из них опасались, что нападение уже близко.
«Мы видели, как они каждый день отрабатывали будущий набег, — рассказывает Би-би-си Ноа, которая до сих пор служит в армии. — У них даже был макет танка, и они отрабатывали его захват».
«У них также был макет вооружения на барьере, и они показывали, как будут его взрывать, и координировали действия по захвату военных, убийствам и похищениям», — говорит она.
Эден Хадар, еще одна наблюдательница с базы, вспоминает, что в начале ее службы на участке, за которым она наблюдала, бойцы ХАМАС занимались в основном физическими тренировками. Она уволилась в августе, но за несколько месяцев до этого заметила переход к «настоящей боевой подготовке».
На другой базе, расположенной вдоль границы, Гал (имя изменено) говорит, что тоже заметила, что боевики приступили к усиленным тренировкам.
По ее словам, с камер аэростата она наблюдала за тем, как «в самом сердце Газы» построили модель израильской автоматизированной турели на границе.
Женщины также начали замечать странные изменения в поведении людей на приграничных территориях.
По их словам, фермеры из Газы, ловцы птиц и пастухи со стадами овец стали подходить ближе к пограничному забору. Сейчас наблюдательницы думают, что эти люди собирали разведданные перед нападениями.
«Мы знаем каждого из них в лицо и точно знаем их распорядок дня и часы работы. И внезапно мы начали видеть незнакомых нам птицеловов и фермеров. Мы видели, как они переходят на новые территории. Их распорядок дня изменился», — говорит наблюдательница Авигайль, которая попросила об анонимности, чтобы рассказать о том, что она видела.
Ноа также помнит, что они подходили «все ближе и ближе» к барьеру.
«Птицеловы ставили свои клетки прямо на забор. Это странно, потому что клетку можно поставить где угодно. Фермеры также спускались прямо к забору в месте, где ничего не растет и где нечего делать, кроме как собирать информацию о системе и выяснить, как ее можно преодолеть. Нам это казалось подозрительным. Мы постоянно обсуждали это», — говорит она.
«В последние месяцы она снова и снова повторяла, что будет война, вот увидите. А мы смеялись над ней, говорили, что она преувеличивает», — вспоминает Илана, делая глубокие вдохи между словами.
Шахаф стала одной из первых жертв 7 октября, когда ХАМАС захватил «Нахаль Оз».
Как утверждается в статье New York Times, у израильских чиновников более чем за год до нападения 7 октября был на руках подробный документ с описанием планов ХАМАС. Однако его посчитали нереалистичным и отражающим скорее амбиции группировки, чем ее возможности.
За три месяца до нападения ветеран-аналитик израильского разведывательного Подразделения 8200 предупредила, что ХАМАС провел интенсивные учения, напоминающие описанные в этом документе, но ее опасения также отмели, сообщает газета.
Информация об учениях, проводимых ХАМАС и другими вооруженными группировками, также публиковалась в социальных сетях, показало расследование Би-би-си в конце ноября.
«Признаки были налицо, — говорит генерал-майор в отставке Эйтан Дангот. — Если собрать их вместе, можно было принять решение раньше и сделать что-то, чтобы остановить это. К сожалению, этого сделано не было».
Он говорит, что, хотя полное расследование еще не проведено, ясно, что доклады наблюдателей «не получили должного внимания».
«Иногда это связано с самоуверенностью старших офицеров… „Хорошо, я вас услышал, но я знаю лучше вас. У меня есть опыт. Я старше вас. У меня есть стратегическая картина, и это не может быть тем, что вы мне говорите“,
ЦАХАЛ и «Весть»
«Весть» — это новая израильская платформа для генерации целей, созданная на основе ИИ и управляемая подразделением разведки целей. Это «фабрика целей, которая работает круглосуточно», как охарактеризовали «Весть» сами военные в статье, опубликованной на сайте ЦАХАЛ в ноябре 2023 года.
По словам военных, это «система, которая позволяет использовать автоматические инструменты для определения целей в быстром темпе [...] С помощью искусственного интеллекта и посредством быстрого автоматического извлечения обновленных данных она выдает рекомендации для оператора, чтобы добиться полного совпадения между рекомендацией машины и идентификацией целей, выполняемой человеком».
Система генерирует цели для ударов, обрабатывая огромные объемы информации, собранные различными подразделениями израильской разведки в секторе Газа. Однако окончательное решение о нанесении таких ударов остается за людьми.
По данным ЦАХАЛ, на 27-й день войны в cекторе Газа было определено более 12 тысяч целей.
Журналист-расследователь из Иерусалима Юваль Абрахам изучает вопрос использования ИИ-технологий в ходе войны в Газе.
Он составил отчет под названием «Фабрика массовых убийств» для независимого некоммерческого интернет-издания +972, которым руководит группа палестинских и израильских журналистов, и новостного сайта Local Call. Этот отчет основан на интервью с несколькими действующими и бывшими представителями израильских разведслужб, в том числе с представителями военной разведки и ВВС, которые принимали участие в военных операциях Израиля.
Абрахам рассказал Би-би-си, что система генерирования целей «Весть» подсчитывает число мирных жителей, которые могут погибнуть в результате ударов по этим целям.
«Когда в Газе гибнут мирные жители, в большинстве случаев это просчитано и сделано сознательно», – утверждает Абрахам, ссылаясь на свой анонимный источник.
Отвечая на эти утверждения, представители ЦАХАЛ заявили Би-би-си: «В ответ на варварские нападения ХАМАС ЦАХАЛ проводит операции по уничтожению военного и административного потенциала ХАМАС. В отличие от преднамеренных нападений ХАМАС на израильских мужчин, женщин и детей, ЦАХАЛ следует нормам международного права и принимает все возможные меры предосторожности для уменьшения ущерба, наносимого гражданскому населению».
Почему при высокоточных системах там много жертв среди мирного населения?
По словам Юваля, трое из его источников, которые по-прежнему служат в армии, утверждали, что при каждом ударе по высокопоставленному представителю ХАМАС погибало несколько сотен мирных палестинцев.
Источники, утверждает Юваль, говорили ему, что «если раньше они могли убить десятки за высокопоставленного руководителя ХАМАС, то теперь допустимое число гражданских, которых можно убить, стало в 10-20 раз больше».
Юваль также рассказал Би-би-си со ссылкой на свои источники, что военные, которые руководят сейчас операцией в Газе, «отказались от всех предыдущих правил, которые могли ограничивать удары с целью избежать человеческих жертв».
На момент публикации отчета, как писал Юваль, представитель ЦАХАЛ не стал отвечать на вопросы +972 и Local Call по поводу конкретных ударов, а ограничился общим заявлением, в котором отметил, что «ЦАХАЛ предупреждал о предстоящих ударах различными способами, а когда обстоятельства позволяли, делал предупреждения в индивидуальном порядке посредством телефонных звонков людям, находившимся на объектах, избранных в качестве целей, или рядом с ними (во время войны было зарегистрировано более 25 тыс. звонков, миллионы голосовых и текстовых сообщений, а также листовок, сброшенных с воздуха с целью предупреждения населения). В целом ЦАХАЛ работает над тем, чтобы максимально снизить ущерб, наносимый гражданскому населению в результате ударов, несмотря на сложность борьбы с террористической организацией, которая использует граждан Газы в качестве живого щита».
Би-би-си обратилась к ЦАХАЛ с просьбой прокомментировать эти утверждения и спросила, что делает Израиль для защиты мирного населения Газы и делает ли он достаточно, учитывая число жертв.
ЦАХАЛ не ответил на эти конкретные вопросы, но подчеркнул, что «следует международному праву и предпринимает все возможные меры для снижения ущерба гражданскому населению».
Израиль также подчеркивает, что ХАМАС использует гражданское население Газы в качестве живого щита, располагая свои туннели и командные пункты внутри гражданских объектов.
Как рассказал Би-би-си бывший британский военный разведчик, полковник Филип Ингрэм, если ХАМАС размещает свой военный потенциал внутри или близи гражданской инфраструктуры, он превращает это в законную военную цель для израильской армии.
«При условии, что удар наносится для уничтожения именно этой военной цели, такая цель является законной», — сказал Ингрэм.
«Атакующие силы Израиля несут ответственность за то, чтобы сделать все возможное для сведения к минимуму жертв среди мирного населения, но это не означает полного избежания таких жертв. А пропорционально это или нет — это уже политическое и военное решение израильского командования» — говорит полковник.
По оценкам офиса директора Национальной разведки США, данным в декабре 2023 года и частично просочившимся в прессу, в частности на сайт телекомпании CNN, примерно 40-45% из 29 тысяч боеприпасов класса «воздух-земля», сброшенных Израилем на Газу, были неуправляемыми или «тупыми» бомбами.
Как пояснил ранее журналистам отдела BBC Verify бывший высокопоставленный аналитик Пентагона и бывший следователь ООН по военным преступлениям Марк Гарласко, у которого была возможность побеседовать с очевидцами и жертвами этих бомбардировок, такие неуправляемые бомбы могут промахнуться мимо цели на 30 метров, а это «разница между попаданием в штаб ХАМАС и дом, полный мирных жителей».
«Мы отменяем удар, если неожиданно наблюдаем там гражданских. Мы выбираем соответствующие боеприпасы для каждой цели, чтобы не причинять ненужного ущерба», — утверждают в ЦАХАЛ.
«Неправильный выбор оружия»
При воздушном ударе по лагерю беженцев Аль-Магази в центре Газы 24 декабря 2023 года, по данным подконтрольного ХАМАС Министерства здравоохранения Газы, погибли по меньшей мере 86 человек.
Армия оброны Израиля, признавшая, что применила при этом неправильный тип оружия, заявила тогда Би-би-си, что «сожалеет о нанесенном ущербе».
«Тип боеприпаса не соответствовал характеру удара, что привело к значительному побочному ущербу, которого можно было бы избежать», — заявил представитель израильской армии.
В США не исключили санкций против МУС из-за ордера на арест Нетаньяху ...
США отвергают решение прокурора Международного уголовного суда (МУС) Карима Хана "поставить в один ряд" палестинское движение ХАМАС и Израиль
США рассматривают все возможные варианты ответа на действия Международного уголовного суда (МУС) в отношении Израиля
Госдеп США заявил, что МУС может преследовать Россию, но не Израиль.