Сказанное интереснее даже не столько прямыми и чёткими посылами, сколько тем, что местами сквозит. Почти между строк.
11.04.2023
Полковник Службы внешней разведки в отставке, советник президента компании «Роснефть», эксперт дискуссионного клуба «Валдай» Андрей Безруков прочёл в Петербурге актовую лекцию на тему «Будущее России и мира».
// forpost-sz.ru
...
Безруков:
В 80-х и 90-х дул ветер свободы, который разрушил Советский Союз, во многом потому, что Запад очень умело управлял парусами. Но теперь, как и сто лет назад, опять подул ветер справедливости, который всегда поднимается в тот момент, когда растёт неравенство между богатыми и бедными. Сейчас оно вернулось примерно к тем же параметрам, что и в начале ХХ века.
Богатые всегда богатеют, а бедные всегда беднеют. Потому что отдача от капитала, а богатые живут, прежде всего, за счёт инвестиций, всегда больше, чем отдача от труда. После Октябрьской революции олигархат сильно испугался того, что на Западе начнутся аналогичные процессы, и понял, что нужно делиться. После Второй мировой войны его уже попросили поделиться Правительства. Государствам нужно было где-то брать ресурсы на восстановление своих экономик, а потому они залезли в карман к капиталистам, обложив их колоссальными налогами под 90%, и перераспределили эти деньги в экономику, то есть направили в адрес тех, кто работает.
В связи с этим на Западе появился средний класс, у которого были дома, машины и которому было что терять. Он стабилизировал общество, заняв позицию между богатыми и бедными. Экономика Франции, Германии, некоторых других государств росла на 5-7% в год. Запрос на социальную справедливость в целом был удовлетворён, поскольку бедные понимали: за счёт своего труда они могут получить определённые блага, которых не было у их отцов и дедов.
Всё это закончилось с приходом Рейгана, когда капитал вернулся к своим базовым принципам и вот уже в течение 40 лет ведёт мир туда же, куда вёл, начиная со второй половины ХIХ века. Распределение богатства вновь стало менее справедливым. Жители США и Европы за последние 50 лет привыкли очень хорошо жить, но их Правительства вместо того, чтобы обеспечивать этот привычный образ жизни, теперь режут многие социальные программы, на которые попросту не хватает денег.
Та модель экономики, которая на протяжении многих десятилетий обеспечивала постоянный подъём, была построена на росте производительных сил. А сегодня из 10 долларов лишь два уходят в реальную экономику, остальное же вливается в пузыри. Всё это приводит к обострению борьбы за рынки сбыта, конкуренции между различными блоками.
Каков выход? Либо государства опять должны будут залезть в карман к богатым и перераспределить капитал с тем, чтобы снять социальную напряжённость, либо мы получим что-то вроде «Голодных игр». А завершится это чем-то вроде «Джокера», когда толпа без лидера, без повестки выходит на улицы и всё громит.
Все предпосылки к этому существуют. Сейчас на Западе начинает исчезать средний класс, потому что индустриальные рабочие места, связанные с выпуском высокотехнологичной продукции, уходят в другие страны. Дети понимают, что никогда не будут жить так же хорошо, как их родители. В США раньше можно было получить диплом в университете и сразу же купить дом в ипотеку. Но сейчас молодёжь всё чаще и чаще снимает квартиры, потому что им не хватает зарплаты для того, чтобы позволить себе собственный дом. Даже в кредит. В Европе идут аналогичные процессы.
...
В концепции НАТО прописано, что война идёт за узлы, как логистические, так и смысловые. И они работают в этих направлениях. У Запада очень хорошо получились две вещи. Во-первых, им удалось провернуть прекрасную операцию, поссорив два братских народа, прекрасно живших вместе на протяжении последних 300 лет. Во-вторых, им удалось оторвать нас от традиционных рынков сбыта.
Но кое-что Вашингтон, вне всяких сомнений, потерял. Пойдя ва-банк, он ускорил процесс переформатирования мира, который ранее шёл достаточно медленно.
...
Период перестройки будет турбулентным, как и всегда. В неизбежном будущем нас ждёт структурный экономический кризис, связанный с переходом из одного технологического цикла в другой. Что-то вроде Великой депрессии 30-х годов прошлого века. Приведёт это к распаду мира на конкурирующие регионы. Очевидно, что когда вы уменьшаете объём рынка, уровень жизни населения падает. К сожалению, этот процесс будет происходить повсеместно, в глобальном масштабе.
Возрастёт соперничество за право писать новые правила игры. Каждая страна будет думать о том, каким образом наращивать оборону, с кем выстраивать союзы, чтобы не остаться один на один с врагом и получить или оставить за собой доступ к сырью.
Гонка за построение новой технологической базы сделает необходимым условием мобилизацию всех имеющихся ресурсов. Это приведёт к повышению роли сильных личностей. Путин, Си, Моди, Эрдоган, Трамп. Только харизматичные политики смогут убедить общество в необходимости мобилизации ресурсов, а ту его часть, которая останется несогласной, – заставить это сделать. В Евросоюзе таких фигур сейчас нет. Поэтому они плывут по течению, не понимая, что делать дальше. Каким образом избежать полнейшего развала и деградации.
Страны поделятся на две категории. Тех, кто за счёт перераспределения капитала избежит серьёзных социальных потрясений и тех, которым не получится их избежать. Я очень надеюсь на то, что Россия не попадёт в число последних и нам не придётся, как 100 лет назад какое-то время зализывать раны, а потом догонять ушедшие в отрыв державы, прикладывая к этому неимоверные усилия. А вот Ближний Восток находится в зоне риска - контрасты между богатыми и бедными, реальным и должным в силу необходимости отвечать на современные вызовы уровнем образования, там слишком велики.