— Вы стали единственным представителем из России, попавшим в список ста наиболее влиятельных в мире интеллектуалов, составленный журналами «Форин полиси» и «Проспект».
— С одной стороны, это щекочет тщеславие. С другой стороны, я смотрю на это с большим чувством юмора. Потому что совершенно ясно, что в России есть много людей, намного более умных, чем я.
Москва и Тегеран могут заключить соглашение о продаже беспилотников и ракет после того, как истечет срок эмбарго на экспорт ракетных технологий, наложенного на Иран резолюцией Совета безопасности ООН номер 2231. После 18 октября Тегеран будет вправе экспортировать ракеты и связанные с ними технологии без международного контроля. Это, в частности, означает, что такие ракеты из Ирана может получить Россия.
Опасения, что Иран может начать экспортировать в Россию баллистические ракеты меньшей (или малой) и оперативно-тактической дальности, звучат с осени 2022 года. Их вызвал рост военно-технического сотрудничества между Тегераном и Москвой — в частности, поставки ударных и разведывательных беспилотников.
По международной классификации баллистические ракеты малой дальности могут лететь на расстояние от 500 до 1000 километров. Ракеты с радиусом до 500 километров считаются оперативно-тактическими.
Еще 16 октября газета Washington Post со ссылкой на двух сотрудников разведки из страны-союзника США сообщила, что Иран собирается передать России ракеты «Фатех-110» и «Золфагар» дальностью 300 и 700 километров соответственно.
Впоследствии появлялись и другие сообщения, но информации о самой передаче и тем более о применении открытые источники до сих пор не публиковали.
Такая передача сильно осложнила бы положение Украины, поскольку в октябре 2022 года у нее не было современных западных средств ПВО, способных эффективно перехватывать баллистические ракеты.
Но даже с появлением таких систем у ВСУ регулярные поставки таких ракет России вызвали бы большие проблемы — защитить целиком большую страну «зонтиком» ПРО невозможно, а выбор потенциальных целей для них велик.
То, что Россия, очевидно, интересуется иранскими ракетами, говорит не столько об их особом качестве, сколько об их количестве и даже просто наличии. Это касается и ракет меньшей дальности, и оперативно-тактических.
В России производство ракет меньшей дальности было ограничено договором ДРСМД, действовавшим с 1988 по 2019 год. Россия, как и США, не могли испытывать и размещать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования меньшей и средней (1000 до 5500 км) дальности. Договор не запрещал такие ракеты проектировать, но в любом случае большого их арсенала перед [СВО] Россия создать не смогла.
Что касается оперативно-тактических ракет, то и тут их расход ... к такой продолжительности которой Россия, очевидно, не готовилась, оказался велик. Ракетный комплекс «Искандер» стоит на вооружении, и российский ВПК продолжает выпускать для него ракеты, но ... редко их используют.
19–20 сентября российский министр обороны Сергей Шойгу побывал в Иране, где посетил военную выставку Корпуса стражей исламской революции. Там ему показали новые пусковые установки для дронов «Шахед-136», а также несколько новых боеприпасов.
Как отметили авторы твиттер-аккаунта Iran Defense, который отслеживает военную активность Тегерана, среди этих боеприпасов была крылатая ракета с предполагаемой дальностью до 1500 км.
У военно-технического сотрудничества России и Ирана, помимо изменения ситуации на фронте в Украине, есть и другие важные обстоятельства.
Одно из них — передача военных технологий и вооружений в Иран. В частности, речь может идти о поставках истребителей Су-35.
В начале марта иранская телерадиокомпания IRIB процитировала слова анонимного сотрудника иранской миссии в ООН, который заявил, что Тегеран уже утвердил соглашение об их закупке. Официальная Москва никак это не комментировала.
По мнению журналиста Сергея Мардана, удар по штабу ЧФ в Севастополе стал "сокрушительным ударом по всей российской элите, которая всерьёз настроилась на заморозку конфликта осенью 2023 года".
"Они по-прежнему не хотят воевать. Они согласны на любые, самые позорные условия перемирия. Они по-прежнему считают 24.02.2022 катастрофической ошибкой Путина и намерены сделать всё, чтобы убедить его в этом. Идеальным способом им представляется "ограниченное" военное поражение России. Нужно просто доказать, что победить мы не можем", - написал эксперт в своём телеграм-канале "Мардан".
Журналист добавил, что враги России нас никогда не подведут, заставив воевать "хотя бы потому, что они не согласны на "ограниченное" поражение". По его мнению, они намереваются не только разгромить армию России, но и "поставить на колени российскую власть". "Дело совершенно не в том, что там обещали всякие начальники и где они рисовали красные линии. Речь идёт о том, что в обороне война не выигрывается. И ещё одно. Ракетные удары по Крыму - это ещё и демонстративное уничтожение нашего любимого мифа "вернули Крым без единого выстрела в 2014 году". Не надо себя обманывать. И в 2014 не стоило, и сейчас. Войны не останавливаются на полпути. Войны ведут до победы", - высказался Сергей Мардан.
"Крым остаётся с XIX века для британцев камнем преткновения, непотопляемым авианосцем России, отчуждение которого приведёт к потере для нас стратегического аргумента. В свете решения этой задачи потери украинцев англосаксов не волнуют совершенно", - отметил военный эксперт, специалист по армиям НАТО Александр Артамонов. Причём эту версию подтверждает передача Украине британских дальнобойных ракет Storm Shadow. Скорее всего, именно ими украинцы и бьют по Крыму.
Причём, уверяет политолог Алексей Живов, со временем такие атаки лишь участятся. В связи с чем эксперт призвал власти России модернизировать систему ПВО полуострова, а также отодвинуть фронт от Крыма к острову Змеиный и Одессе. Только так удастся защитить регион от украинских атак.
В Санкт-Петербурге создан отечественный литографический комплекс из установок для безмасочного получения изображения на подложке и плазмохимического травления кремния. Разработчики уверяют, что первая машина, используемая для безмасочной нанолитографии, стоит в пределах 5 млн руб., то есть как современный китайский автомобиль хорошего качества, тогда как зарубежные аналоги оцениваются в миллиарды рублей.