Журнал Time опубликовал статью о Владимире Зеленском, а Economist предоставил слово Валерию Залужному.
Изображение Зеленского и ранее появлялось на обложке Time, в частности в виде портрета на фоне светлого и привлекательного образа Украины будущего. На этот раз сфотографированная со спины маленькая сгорбленная фигура куда-то уходящего украинского президента подпирала гигантский вынос со словом Nobody (никто). А вся фраза звучала так: «Никто не верит в нашу победу, как я. Никто».
Зеленский, конечно, хотел продемонстрировать, какой он несгибаемый герой, как он продолжает верить в победу, особенно на фоне своих колеблющихся помощников. Но американские журналисты увидели совершенно иной образ.
Автор статьи Саймон Шустер год назад был награжден украинским орденом «За заслуги» ІІІ степени с формулировкой «...за весомый вклад в популяризацию Украинского государства в мире». Он пользовался полным доверием Зеленского, имел возможность не только подолгу общаться с соратниками президента, но и сопровождал его в поездках по стране. Однако то ли Шустер понял, что его хотят обмануть, то ли получил определенное редакционное задание, но в итоге материал получился не о президенте-герое, а о полном неадеквате.
Шустер пишет, что, несмотря на последние неудачи на поле боя, Зеленский не намерен вести переговоры о мире, а его убежденность в победе над Россией «вызывает беспокойство у некоторых его советников». «Он сам себя обманывает. У нас нет вариантов. Мы не победим. Но попробуйте сказать ему об этом», — приводятся слова неназванного ближайшего советника украинского президента.
При этом автор статьи напоминает о коррупции в высших эшелонах государственной власти Украины, акцентирует внимание на том, что Зеленский сознательно, в вызывающей для Запада форме, покрывает коррупционеров из своего ближайшего окружения. В доказательство своих слов Шустер приводит слова советника украинского президента: «Воруют так, как будто завтра не наступит», — окончательно развенчивая миф о Дон Кихоте и его верных оруженосцах.
В статье сообщается о фактах неподчинения военного командования приказам Верховного главнокомандующего Зеленского. Якобы в начале октября президент Украины потребовал начать наступление на город Горловку, расположенный на северо-востоке от Донецка. Источник процитировал ответ военного командования: «Чем? У нас нет ни людей, ни оружия». По словам помощников Зеленского, следует ожидать отставки старшего генерала, ответственного за неудачное летнее наступление, дабы переложить на него ответственность за проблемы на фронте.
Как только статья Time была опубликована, самый доверенный помощник Зеленского — глава его офиса Андрей Ермак — опубликовал в своем телегам-канале ссылку на материал, сопроводив его подписью: «Очень важный репортаж. Рекомендую всем прочитать». Однако когда до главы офиса Зеленского дошли слухи о том, что репортаж хотя и важный, но явно не комплиментарный, он удалил свое сообщение. Этот трагикомичный эпизод является ярким примером отношения к работе в окружении Зеленского, когда чиновник даже не удосуживается ознакомиться с текстом, который всем рекомендует к прочтению. Или Ермак даже не допускал мысли, что американцы могут сменить тональность в адрес шефа?
Выбора нет
В этом контексте неудивительны настойчивые требования Вашингтона провести президентские выборы на Украине. Эти пожелания были высказаны непублично, но утечки о твердой позиции США по этому вопросу быстро нашли свое подтверждение. Еще весной этого года представители украинской власти заявляли, что никаких выборов не будет, поскольку законодательство запрещает их проведение во время военного положения. Однако начиная с лета ряд высших украинских чиновников начали делать заявления о возможности голосования.
В августе к дискуссии подключился Зеленский, допустив возможность проведения выборов, «если наши парламентарии готовы, потому что нам тогда нужны изменения в законодательство». Но при этом потребовал от США и ЕС выделить на проведение выборов 5 млрд долларов. Правда, последние украинские президентские выборы 2019 года обошлись бюджету в 2,4 млрд гривен (92 млн долларов по курсу 2019 года), парламентские выборы — в 1,95 млрд гривен (78 млн долларов), а куда Зеленский планирует деть оставшиеся 4,8 млрд долларов, он не сообщил. Таким образом, стало очевидно, что Зеленский не хочет проведения президентских выборов, но уже начал в прямом смысле слова торговаться с США.
Параллельно украинские власти организовали мощную пропагандистскую кампанию, рассказывая об опасности проведения выборов в настоящее время, поскольку они могут привести «к расколу страны». Быстро получился желаемый результат: по итогам опросов общественного мнения, более 80% респондентов (это число удивительным образом совпадает с числом жертв пропаганды о неизбежности украинской военной победы) заявили, что выборы должны проводиться после окончания военных действий. Противоположного мнения придерживаются всего 16% опрошенных.
Вашингтон явно не желает заниматься психоанализом, выясняя, показное ли нежелание президента Украины идти на переговоры с Россией или он на самом деле способен вставлять палки в колеса американской внешней политики
Однако США не впечатлились этими хитрыми политическими комбинациями и, судя по всему, усилили дипломатическое давление на Киев. По крайней мере, министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба неделю назад заявил, что Зеленский «обдумывает и взвешивает разные плюсы и минусы» проведения президентских выборов. А следом оппозиционный народный депутат Украины Алексей Гончаренко (из партии экс-президента Украины Петра Порошенко), ссылаясь на утечки, сообщил, что тот уже дал команду своему офису готовить проведение президентских выборов 31 марта 2024 года.
Зеленский обрушился на Гончаренко с критикой и объявил, что «сейчас не время выборам». Но не сделал главного — не сказал, что президентских выборов 31 марта точно не будет. Поскольку, как только всем станет очевидным, что выборы состоятся, Зеленский тут же превратится в объект жесткой критики политических конкурентов. Вероятно, в этом и состоит замысел американцев, намеренных максимально обострить внутриполитическую борьбу на Украине, тем самым пошатнув позиции Зеленского. Белый дом пока больше заинтересован в предвыборном процессе, чем в результате выборов. Если максимально ослабленный Зеленский, вынужденный выполнить все требования американцев, сможет победить на очередных выборах, США легко переживут это.
А электоральные перспективы Зеленского пока под большим вопросом. С одной стороны, действующему президенту Украины доверяет 75% опрошенных, но при этом 78% считают Зеленского ответственным за коррупцию в правительстве и военных областных администрациях, что смахивает на шизофрению. В случае начала президентской избирательной кампании властям придется отменять военное положение и ослаблять жесткую цензуру, действующую на телевидении. А политические противники Зеленского наверняка постараются выстроить для украинского избирателя несложную логическую цепочку, согласно которой не следует доверять человеку, который тебя обкрадывает.
Мистер Криворожье
Причины, по которым Украина сначала испортила отношения с Россией, а затем начала конфликтовать с Западом, состоят из сплава полной профнепригодности украинского президента и его же необычайной самоуверенности.
Зеленский начал активно играть в КВН еще в школе, что явно помешало ему получить не только полноценное высшее образование, но, вероятнее всего, и нормально закончить среднее. При этом уже в 32 года Зеленский был назначен генеральным продюсером крупнейшего украинского телеканала «Интер» (бывшая общесоюзная «первая кнопка»), а последовавшая позже успешная бизнес-карьера продюсера многочисленных телепередач, сериалов и фильмов лишь придали ему уверенности в своих силах. С интеллектуальной точки зрения большинство теле- и кинопроектов проектов Зеленского не выдерживают никакой критики, но попробуйте объяснить молодому миллионеру, что он может быть неправ. «Если вы такие умные, где ваши деньги?» — обычный аргумент такого рода публики, все измеряющей «баблом» и плохо скрывающей свое презрение к тем, кто «не так умен», как они.
Нельзя сказать, что высший украинский политический класс представлен исключительно интеллектуалами, скорее наоборот. Но недостаток ума и образования они компенсировали многолетним политическим опытом, а их соратники, пользуясь их же профессиональным жаргоном, «потерявшие берега», быстро становились жертвами жестокой внутривидовой борьбы. Зеленский же, кое-как освоившись в шоу-бизнесе, был буквально катапультирован на высший государственный пост, где быстро расслабился, а случайное вознесение стал воспринимать как очередное доказательство собственной гениальности.
Зеленский даже не понимает, когда он нарушает неписанные политические правила. Например, он часто заявляет, что «дал поручение» правительству или парламенту. Казалось бы, ну дал главный чиновник кому-то указание, подумаешь эка невидаль. Однако с формальной точки зрения Украина является парламентско-президентской республикой, где вся полнота законодательной власти лежит на Верховном совете, а исполнительной — на правительстве, которое формирует парламент. Функции же президента ограничены внешней политикой и обороной.
Конечно же, на практике всем украинским чиновникам плевать на конституцию. Реальная власть всегда находилась у того, кто контролировал силовиков и основные коррупционные потоки, а управление парламентом строилось на подкупе депутатов и угрозах уголовного преследования. Но промолчать о том, что он нарушает основные положения конституции, ума и чувства такта у Зеленского не хватает. Его предшественник на посту президент Петр Порошенко тоже разыгрывал из себя милитаризированного ультрапатриота, но делал это аккуратнее, прекрасно осознавая, где проходит невидимая грань между безответственной риторикой и небезопасной практикой.
Аналогичное непонимание того, что говорить можно, а чего говорить нельзя, Зеленский продемонстрировал в июне этого года на саммите НАТО, когда, переступив через головы свои визави, начал апеллировать к общественному мнению стран Запада, заявляя о предательстве интересов Украины их руководством. А получив жесткое публичное предупреждение о недопустимости такого поведения, тут же начал публично огрызаться.
Перед визитом в США в сентябре этого года Зеленский явно имел весьма неприятный разговор с представителями администрации Белого дома, в ходе которого на понятном ему языке было объяснено, что такое хорошо и что такое плохо. В итоге он напрочь забыл об обвинениях в предательстве и даже ни разу не вспомнил о заканчивающем свое действие законе о ленд-лизе, которым так ни разу и не воспользовался Байден.
Однако желание угодить действующему президенту США, помноженное на непонимание основополагающих вещей в американской политике, снова усадило Зеленского в глубокую лужу. Выступая в ООН, он так сильно хотел угодить Байдену, что неожиданно заговорил о важности борьбы с глобальным потеплением — основной программной статье Демократической партии США. Республиканцы тут же оценили этот экологический пассаж как попытку иностранного лидера вмешаться в американскую внутриполитическую борьбу. В итоге они сначала отказали Зеленскому в праве выступить с речью в Конгрессе, а затем вычеркнули финансирование Украины из госбюджета США.
Если кому-то кажется, что Зеленскому просто не повезло с русскими и американцами, достаточно вспомнить, как он на ровном месте испортил отношения с Польшей и Венгрией. Варшава, защищая интересы своих фермеров, ввела ограничения на импорт украинского зерна. Вместо того чтобы договориться за кулисами и не портить отношения со своим ближайшим союзником, Зеленский устроил публичный скандал с угрозами подачи исков в ВТО. В итоге Польша заявила о прекращении военной помощи Украине, а в настоящее время польские дальнобойщики перекрыли движение грузовых автомобилей на польско-украинской границе, где уже скопилось около 20 тысяч транспортных средств.
До поры до времени Запад относился к Зеленскому комплиментарно, прощая любые грехи за борьбу с Россией. А его хамство и неадекватность предпочитали рассматривать свозь призму философии Жан-Жака Руссо о прекрасных проявлениях естественного у первобытного человека. Однако когда американская вечеринка на Украине стала близиться к завершению, аналогичное поведение украинского президента было расценено как вредное и неприемлемое.
При этом Вашингтон явно не желает заниматься психоанализом, выясняя, показное ли нежелание президента Украины идти на переговоры с Россией или он на самом деле способен вставлять палки в колеса американской внешней политики. Зеленский обязан беспрекословно слушаться своих западных хозяев, и США делают все для того, чтобы у президента Украины попросту не оставалось других вариантов действий. В итоге Зеленский быстро попался в наспех сконструированный капкан, состоящий из множества внешних и внутренних вызовов, которые усиливаются с каждым днем. Теперь любое резкое движение Киева лишь ухудшит и без того безнадежное положение Украины.