Современное международное право насчитывает пять случаев для законного изменения границ.
Прежде всего, это продажа территории — так США в XIX веке получили Флориду, Калифорнию и Аляску, и обмен — так Россия получила Южную Бессарабию и позже Печенгский район Мурманской области. Правомерным считается и восстановление исторических прав — так в СССР в 1945 году вернулась южная часть Сахалина.
Кроме того, узаконено лишение страны земель в качестве санкций за агрессию. На этом основании Германия в 1945 году потеряла Пруссию, а Япония — часть Курильских островов.
Наконец, границы государства могут измениться по результатам плебисцита или референдума о самоопределении: в 1955 году по этой причине некогда французская провинция Саар отошла к ФРГ, а Крым и Севастополь в 2014 году вернулись в Россию. При этом самоопределение народов — один из главных принципов международного права, он закреплен в первой статье Устава ООН.
Ни Москва, ни Вашингтон не имеют стимулов для смягчения политического курса. С Китаем США имеют прочные экономические связи, которые играют большую роль в их отношениях, а с Россией такой заинтересованности нет. В Кремле ожидают, что обе страны и оба президента будут делать все необходимое для защиты и продвижения собственных национальных интересов, включая борьбу за окончательный контроль над Украиной, если потребуется, до последнего украинца.
Антиамериканская политика Путина находит отражение в следующей оценке одного аналитического агентства, имеющего непосредственные связи с Кремлем: "США будут стремиться ослабить и раздробить остальной мир, и прежде всего — Большую Евразию. Эта стратегия не зависит от того, консервативная или либеральная администрация будет в Белом доме, есть консенсус между элитами или нет".
Противоположные концепции доверия делают цель нормализации отношений между Россией и США недостижимой. Нет, мы никогда не будем дружить с Путиным и его Россией, но все равно должны всеми способами стремиться избежать третьей мировой войны.
Вырученные от продажи средства были истрачены главным образом на приобретение за границей принадлежностей для российского железнодорожного транспорта[18].