Fakir> Относить ли его к самоубийству как таковому - подозреваю, сто теологов горло сорвут, споря.
Мнение Ватикана
Обнародован новый документ Конгрегации вероучения Samaritanus bonus – «Добрый самарянин», посвященный заботе о людях на критическом и терминальном ...
// www.vaticannews.va
Ключевое
Эвтаназия – подчеркивается в документе Конгрегации вероучения – это преступление против человеческой жизни. Что касается самоубийства, то «человек, который в полной свободе решает лишить себя жизни, разрывает свои отношения с Богом и с людьми и отрицает самого себя как нравственный субъект. Ассистированное же самоубийство усугубляет тяжесть содеянного, поскольку вовлекает в собственное отчаяние и другого человека, побуждая его не направлять волю к тайне Бога». Помощь самоубийце является недопустимым соучастием.
Кроме того, организация современных систем здравоохранения может отрицательно повлиять на доверительные отношения между врачом и пациентом, сводя эти отношения к техническим аспектам, и этот риск особенно значителен в тех странах, которые узаконивают самоубийство при врачебном содействии и эвтаназию для самых уязвимых категорий.
Ответственное отношение к больному подразумевает уход за ним до самого конца. Именно этот критерий и должен лежать в основе оценки различных действий, которые следует предпринять в ситуации неизлечимой болезни, помня, что невозможность вылечить не означает невозможность лечить.
Цитируя предыдущие свои документы на эту тему, Конгрегация напоминает, что настойчивые просьбы пациентов об ускорении смерти не следует воспринимать как выражение реальной воли к эвтаназии, но почти всегда речь идет об отчаянных просьбах о помощи и о любви.
Далее в тексте говорится о нравственном долге исключить терапевтическую настойчивость, то есть использование средств, искусственным образом откладывающих смерть. Однако терапевтическую настойчивость нельзя путать с обычным уходом за пациентом: недопустимо прекращать уход, направленный на поддержание основных физиологических функций, то есть питание, гидратацию, терморегуляцию, а также пропорциональное содействие дыхательной функции и гомеостазу, в том числе облегчение страдания органов.
Когда введение питательных средств и физраствора не приносит пациенту никакой пользы, поскольку его организм не в состоянии это принять и усвоить, то оно прекращается. Это не следует расценивать как недопустимое ускорение смерти, но как уважение естественного хода болезни. В противном случае лишение этих средств приводит к страданию больного, и речь идет именно об отказе от ухода. Питание и гидратация – это не терапия, а должный уход за пациентом.
В документе отмечается, что в последнее время само определение паллиативного ухода приобрело двусмысленные оттенки: в некоторых странах оно включает в себя эвтаназию и ассистированный суицид, заставляя верить, что они нравственно приемлемы. Кроме того, он подразумевает введение лекарств, которые могут ускорить смерть, или же прекращение питания и гидратации. Эти практики следует расценивать как неоказание помощи и причинение смерти. Применение препаратов с целью обезболивания на терминальной стадии должно полностью исключать прямое намерение убить человека, даже если оно может обусловить наступление смерти, в любом случае неизбежной.
Если больной не находится в состоянии расположенности к принятию Таинств, следует приглашать его к покаянию. Совершенно недопустимо для священнослужителя предпринимать действия, которые могут интерпретироваться как одобрение эвтаназии, например, недопустимо находиться в палате больного во время ее осуществления. Это присутствие должно расцениваться как соучастие. Особенно это относится к капелланам тех структур, в которых практикуется эвтаназия: священнослужители никоим образом не должны вводить верующих в соблазн, выступая соучастниками в уничтожении человеческой жизни.