Реклама Google — средство выживания форумов :)
Создание народных коммун в китайской деревне привело поначалу к небольшому росту сельскохозяйственного производства в Китае. Однако энтузиазм крестьян при отсутствии материальных стимулов не мог продолжаться долго. Народные коммуны смогли более чем вдвое увеличить площадь орошаемых земель. В китайской деревне в 1967–1977 годах значительно возросло использование удобрений. Здесь стал выращиваться высокоурожайный полукарликовый рис, на который к 1977 году приходилось уже около 80 % засеянных рисом земель.
Однако все имущество народных коммун было общим, и крестьянам в большинстве случаев было запрещено заниматься подсобными промыслами. В коммунах царила полная уравниловка и бесплатное распределение ресурсов внутри очень большого коллектива. Результатом стала постепенная деградация народных коммун. Материальная база коммун почти не росла, так как китайская деревня почти не оснащалась какой-либо техникой. Не скрепленные технологически коммуны все чаще и чаще распадались на менее крупные объединения – бригады, а то и звенья. Во многих провинциях Китая дело дошло до закрепления производственных заданий за отдельными крестьянскими дворами. В Китае начал стихийно возрождаться семейный подряд. По данным китайской печати, уже в конце 1980 года система семейного или подворного подряда возобладала в 20 % производственных бригад в стране. Общего законодательства или обязательных для исполнения постановлений ЦК КПК на этот счет не имелось, и решения принимались на местном уровне. Сами лидеры КПК ждали – какая форма землепользования окажется в китайской деревне наиболее эффективной и популярной.
Самой популярной и эффективной формой оказался семейный подряд, когда семья или двор брали в аренду на 3–5 лет участок земли для семейного землепользования. Часть урожая продавалась по твердым ценам государству, другая часть передавалась производственной бригаде – в уплату за предоставленную технику или иную помощь. Остальная часть урожая, а это, как правило, было более чем половина, семья получала в свое полное распоряжение.
Мы видим здесь очевидное сходство с теми формами землепользования, которые возникли в советской деревне в 1925–1927 годах, т. е. в пору наибольшего развития форм и методов НЭПа. Чем кончился НЭП в Советском Союзе и в советской деревне, мы знаем очень хорошо. Но Китай уже прошел свой опыт принудительной коллективизации, и возвращаться как к колхозам, так и к «народным коммунам» здесь никто не хотел. Избавленная от давления сверху китайская деревня сама выбрала для себя оптимальные для условий начала 1980-х годов формы хозяйствования. По данным китайской статистики, в 1978 году 180 млн крестьянских дворов Китая были объединены в 52,7 тыс. коммун, подразделявшихся на 690 тыс. больших производственных бригад и 4,8 млн производственных бригад. А к концу 1984 года в стране осталось лишь 249 коммун, 7 тыс. больших производственных бригад и 128 тыс. производственных бригад, тогда как 97,9 % крестьянских дворов перешли на подворный семейный подряд. В связи с этим обвально сократилась доля доходов, полученных крестьянами от коллективного хозяй ства: с 66,3 % в 1978 году до 21,5 % в 1982 году и 11,6 % в 1983 году (Китай на пути модернизации и реформ. 1949–1999 гг. Москва, РАН. 1999. С. 159). Самоликвидация народных коммун и переход китайской деревни на семейный подряд неизбежно вели здесь к возобновлению процесса расслоения крестьянских хозяйств – на более зажиточные и менее зажиточные. Некоторые из крестьянских хозяйств разорялись, и у части крестьян не оставалось другого выхода, как бросить землю и передать свои права аренды более успешному соседу. Стали появляться в деревне и более эффективные и более богатые хозяйства.
Переход китайской деревни к семейному подряду привел к заметному росту производительности крестьянского труда. В 1984 году сбор зерновых превысил 400 млн тонн, что почти на 30 % превышало показатели 1977 года. Почти в 2 раза возросло производство хлопка, в 2,5 раза – производство мяса, более чем в 3 раза – производство масличных и сахароносных культур. В 2 раза возросло и производство чая (Энциклопедия нового Китая. М., 1989. С. 260–270). В постановлениях ЦК КПК и Госсовета система семейного подряда была не только одобрена, но ее называли здесь «великим творением китайских крестьян». Однако возможности этой формы мелкого землепользования были ограниченны. Уже в 1985 году в Китае произошло сокращение общего объема производства основных продовольственных культур. Роста сельскохозяйственного производства не наблюдалось и в 1986 году. Производство зерна в Китае, достигнув в 1984 году 407 млн тонн, упало в 1986 году до 369 млн тонн, и только в 1987 году снова вернулось к показателю в 402 млн тонн (Китайская Народная Республика. Справочник. M., 1989. С. 131). После 6 лет быстрого роста в Китае началось явное торможение в развитии сельского хозяйства. Для преодоления этой тенденции было принято множество разного рода усовершенствований, я укажу ниже лишь на некоторые из них.
В тех сельских районах или деревнях, где имелись разного рода гидросооружения, большие производственные помещения и склады или относительно крупная для условий Китая сельскохозяйственная техника, там небольшие группы хозяйств объединялись для их совместного использования – это были НХО, или «новые хозяйственные объединения». Специальным решением ЦК КПК было разрешено тем семьям, которые не справлялись с обработкой своего участка, передавать за определенную плату свой пай «более умелым земледельцам». Это вело к расширению товарного производства в китайской деревне и к появлению все более специализированных и более крупных хозяйств. В Китае быстро росло число «специализированных дворов», которые имели участки земли в 5 и 10 раз большие, чем средние по уезду. Примерно треть таких хозяйств занималась растениеводством, треть – животноводством. Многие хозяйства занялись разведением рыбы в прудах.
Государство еще не имело возможности вкладывать в сельское хозяйство значительные капиталы, и сельскохозяйственной техники в китайской деревне было очень мало.На весь огромный Китай в 1985 году – 852 тысячи крупных и средних тракторов и 3,8 млн мелких огородных тракторов. В деревне работало только 430 тыс. грузовых машин и около 35 тыс. комбайнов. Потребление минеральных удобрений в сельском хозяйстве Китая составило в 1985 году 17,8 млн тонн. Орошаемые площади в 1960–1985 годах даже немного сократились – с 45 до 44 млн гектаров (там же, с. 219). От промышленности китайская деревня получала в 1980-е годы главным образом простую технику – плуги, сеялки, гидронасосы, ручную технику и т. п.
Более богатые и более специализированные хозяйства в китайской деревне нуждались, естественно, в наемном труде, который в прежние годы считался недопустимым признаком развития капитализма. Однако Китай не пошел на те меры насилия по отношению к богатым крестьянам, на которые пошел в СССР Сталин в 1929–1932 годах. Напротив, китайское руководство узаконило ту политику, которая в СССР оценивалась как «правый уклон». На XIII съезде КПК в 1987 году было принято принципиальное решение о легализации в Китае частной собственности, которая была ликвидирована во времена Мао Цзэдуна. В Отчетном докладе и в резолюциях съезда было сказано, что «частная собственность в Китае и неизбежно связанный с ней наемный труд на начальном этапе социализма неизбежны и являются необходимым и полезным дополнением к экономике, основанной на общественной собственности». Дэн Сяопин говорил еще до XIII съезда КПК, а позднее несколько раз повторил простой тезис: «Чтобы развивать производство, не надо опасаться, что одни станут богаче раньше, чем другие… Надо дать возможность части хозяйств разбогатеть раньше и быстрее других». Это означало не только разрешение, но и поощрение происходящего в китайской деревне расслоения. В печати говорилось, что такая политика просто необходима для того, чтобы развивать на селе многоотраслевое хозяйство, воспитывая и развивая среди крестьян навыки хозяйственной предприимчивости.
это собственно местный фермер. Хань.
Я было подумал сначала, что он председатель какой-нибудь, партийный активист или почётный хунвэйбин – нет, говорят, просто фермер. У его семьи шесть теплиц. В новый дом он пока не вселился, там отделка идёт. Дом обошёлся ему в 55 000 юаней. Как и задумывалось тоталитаристами, на приобретение дома он взял кредит в Национальном банке Китая. Кредитом я это называю по привычке. Потому что странный это кредит – никаких процентов банк не получает. Кроме того, из этих 55 000 юаней 3 700 банку возвращает государство. Мне эта система совершенно не понятна. Муть какая-то. Дом – 120 квадратных метров. Плюс пять соток «приусадебного участка», которые не знаю на какой х.. сдались семье, владеющей шестью теплицами по 600 квадратов каждая. Выплата «кредита» происходит так, как удобно заёмщику. Я хотел спросить фермера: «А в ж.пу вас не целуют?» – но постеснялся.
Отступление: бабло на реализацию этой их «Спокойной жизни» берётся отнюдь не из госбюджета, как можно было бы подумать. Просто зажиточные провинции (восточные и юго-восточные) делятся своим зефиром в шоколаде с отсталыми. Это идея Дэн Сяопина, в своё время она вызвала изрядный холивар. В результате жлобам объяснили самыми разными способами, что такого рода инвестиции в итоге вернутся в экономику страны в виде стабильных потоков. Было это лет 30-35 назад. Сейчас жлобы уже не жлобятся, потому что происходит так, как и было предсказано. Конкретно в этот колхоз вкладывается город Нанкин.
.Вид с крыши местного сельпо. Теплицы – от горизонта до горизонта. В этом колхозе их 6 000, что ли.
Китайский аэрокосмический гигант Comac продвигает разработку нового широкофюзеляжного пассажирского самолета на фоне сообщений о том, что его совместное с Россией предприятие по производству самолета развалилось.
Выступая на авиационной конференции в Пекине в пятницу, Ци Сюэфэн, вице-президент Китайской корпорации коммерческих самолетов (Comac), заявил, что разработка широкофюзеляжного пассажирского самолета C929 продвинулась вперед.
«Самолет C929 вошел в [стадию] рабочего проектирования. В то же время мы прилагаем усилия в области гибридных, электрических, водородных и других новых энергетических самолетов, чтобы обеспечить более экономичную, комфортную и экологически чистую продукцию», — заявил Ци на конференции, организованной Китайской ассоциацией воздушного транспорта (CATA). .
Он не упомянул об участии России в проекте.
Поворот китайских рек — китайский проект по переброске вод реки Янцзы на север, в бассейны рек Хуанхэ и Хай. Стартовал в 2002 году[1]. В соответствии с планом должно быть построено три канала длиной 1300 км каждый, по которым в северные засушливые части страны будут перебрасываться воды реки Янцзы. Климат на севере Китая гораздо более сухой, чем на юго-востоке, а Янцзы гораздо более полноводна, чем Хуанхэ и Хай. К тому же Янцзы регулярно вызывал сильные наводнения в низменных частях страны (до постройки каскада регулирующих ГЭС).
Стоимость реализации, по оценкам, составит от 59[2] до 500[3] млрд долларов. По состоянию на 2012 год было потрачено около 34 млрд[4]; по оценке на начало 2014 года — потрачено более 79 млрд[5] долл. Полностью должен быть запущен к 2030 году.
Восточный канал
Проект Восточного канала состоит из модернизации Великого канала и будет использоваться для отвода части общего потока реки Янцзы в Северный Китай. По данным китайских гидрологов, весь сток Янцзы в точке его сброса в Восточно-Китайское море составляет в среднем 956 км³ в год; годовой сток не опускается ниже 600 км3 в год даже в самые сухие годы[6]. По мере реализации проекта количество воды, направляемой на север, увеличится с 8,9 км³/год до 10,6-14,8 км3/год[6].
Вода из реки Янцзы будет поступать в канал в Цзянду, где в 1980-х годах была построена гигантская насосная станция мощностью 400 м³/с (12,6 млрд м3/год при непрерывной работе). Затем вода будет прокачиваться станциями вдоль Большого канала и через туннель под Хуанхэ и по водопроводу к водохранилищам возле Тяньцзиня. Строительство восточного канала началось официально 27 декабря 2002 года, и ожидалось, что к 2012 году вода достигнет Тяньцзиня. Однако, помимо задержек со строительством, на жизнеспособности канала сказалось загрязнение воды. Первоначально предполагалось, что маршрут будет обеспечивать водой провинции Шаньдун, Цзянсу и Хэбэй, а пробные операции начнутся в середине 2013 года. Вода начала поступать в Шаньдун в 2014 году, и ожидалось, что 1 миллиард кубометров будет перенесен в 2018 году[7]. По состоянию на начало 2013 года не было установлено даты, когда вода достигнет Тяньцзиня. Ожидается, что Тяньцзинь будет получать 1 млрд м³/год[8]. Ожидается, что восточный канал не будет снабжать Пекин, который будет снабжаться центральным каналом.
Завершенный канал будет иметь длину чуть более 1152 км и будет оснащен 23 насосными станциями мощностью 454 МВт[9]. Из-за топографии равнины Янцзы и Северно-Китайской равнины, насосные станции будут необходимы для подъема воды от Янцзы до перехода через Хуанхэ; дальше на север вода будет течь вниз в акведуке[6].
Важным элементом Восточного канала будет туннель, пересекающий Хуанхэ, на границе округов Дунпин и Донге провинции Шаньдун. Пересечение будет состоять из двух горизонтальных туннелей диаметром 9,3 м, расположенных на расстоянии 70 м под руслом реки Хуанхэ[9][6].
По состоянию на июнь 2020 года работала, поставляя южную воду на север, первая очередь восточной линии[1].
Центральный канал
Центральный канал тянется от водохранилища Даньцзянкоу на реке Ханьшуй до Пекина. Канал располагается на Великой Китайской равнине, поэтому вода может течь к Пекину сама; главная инженерная задача — это сооружение тоннеля под рекой Хуанхэ.
Ожидалось, что вода из водохранилища Даньцзянкоу достигнет Пекина в 2008 году, а завершение всего проекта планировалось на 2010 год. Серьёзной проблемой являлось переселение около 250 тысяч человек, проживающих около водохранилища и по пути канала. Кроме того, около трети воды реки Ханьшуй уже отбирается другими проектами. Долгосрочным решением может быть ещё один канал для отвода воды от плотины Санься к водохранилищу Даньцзянкоу.
Канал был закончен с задержкой, из-за реализации дополнительных мер по защите окружающей среды. Открытие состоялось 12 декабря 2014 года
К июню 2020 года за 2000 дней функционирования центрального канала по нему было переброшено 30 млрд кубометров воды
Западный канал
Западный канал будет отводить воды верхнего течения Янцзы, а также рек Меконг и Салуин, в верховья Хуанхэ. Для переноса воды через водораздел необходимо будет построить огромные плотины и длинные тоннели.
Возможность строительства данного канала всё ещё исследуется, поэтому его реализация в ближайшее время не планируется. Кроме того, расположенные ниже по течению Меконга и Салуина страны (Мьянма, Таиланд, Лаос, Камбоджа и Вьетнам) протестуют против подобного проекта.
«План как часть новой инициативы вице-премьера Хэ Лифэна — важный шаг для преодоления крупнейшего за последние десятилетия спада на рынке недвижимости», — пишет Bloomberg, отмечая, что в стране наблюдается беспокойство по поводу финансового состояния системообразующих застройщиков на фоне недавних дефолтов в отрасли.
«Это программа не стимулирования роста, а обеспечения более сбалансированного развития рынка жилья в долгосрочной перспективе», — прокомментировал информацию источников главный экономист по Китаю в Jones Lang LaSalle Брюс Панг, отметив, что программа в итоге выразится в более чем 10 трлн юаней ($1,4 трлн) общих прямых инвестиций в жилищную отрасль КНР.
По данным Национального бюро статистики КНР, за 2023 г. численность населения этой страны сократилась на 2,08 млн человек и теперь составляет 1,409 млрд человек. Депопуляция в Китае фиксируется второй год подряд: в 2022 г. оно впервые за последние 60 лет сократилось на 850 000.
Производство полупроводников в Китае выросло на 40% в (China’s semiconductor output jumps 40% in first quarter amid growing dominance in legacy chips | South China Morning Post) первом квартале на фоне растущего спроса на устаревшие чипы
Это является признаком того, что страна расширяет производство чипов старого поколения, в то время как ее сдерживают торговые ограничения США на современное оборудование для производства новейших микросхем.
Производство микросхем в Китае резко возросло, отчасти благодаря высокому спросу со стороны производителей электромобилей и смартфонов.
Непреднамеренным следствием контроля США за экспортом передовых чиповых технологий в Китай может стать волна государственных инвестиций, ведущих к перепроизводству и, потенциально, к доминированию Китая в мировом производстве устаревших чипов.
Несмотря на кампанию Китая по переходу на самообеспечение, страна по-прежнему сильно зависит от импорта чипов.
Согласно таможенным данным, в прошлом году полупроводники оставались крупнейшей статьей импорта на материке, опережая сырую нефть.