Через несколько дней после истории со Starlink Украина успешно ударила британскими крылатыми ракетами Storm Shadow по штабу ВМФ России в крымском портовом городе Севастополе. Это был мощнейший ракетный удар с момента начала полномасштабного вторжения Москвы на Украину почти 19 месяцев назад. В результате этого ракетного удара были повреждены российская подводная лодка и военный корабль.
Когда же выяснилось, что за военными ударами никакая Третья мировая война не последовала, Маска снова принялись побивать камнями. Как заметили СМИ, ратовавшие за нагнетание войны, "именно такой удар, по мнению Маска, и должен был спровоцировать ядерную войну". Множество экспертов по международным отношениям принялись в Твиттере высмеивать Маска, оставляя, например, такие сообщения: "Руководитель интернет-провайдера заверил меня, что подобный удар привел бы к Третьей мировой войне и использованию ядерного оружия". Или такие: "Ну и что же случилось после столь прекрасного удара по Севастополю? Третья мировая началась?"
Пару месяцев назад сенатор Джеймс Риш (James Risch) от штата Айдахо заявил на Форуме по проблемам безопасности в городе Аспене: "Мне надоело слышать об эскалации. Я хочу, чтобы именно Путин просыпался утром и с тревогой думал, какие же действия ему надо предпринять, чтобы они не привели к эскалации". И вот теперь Байден, очевидно, согласен.
Точка зрения, которая сейчас доминирует в рядах Демократической партии и находит понимание у президента, точно такая же, как и у поджигателей войны: глупо беспокоиться, подобно Маску, о том, что война на Украине превратится во что-то катастрофическое. Не искать "красную линию", которая может привести к Третьей мировой войне, — как-то совсем не по-американски. А уж если Соединенные Штаты будут делать все возможное для предотвращения эскалации, как это еще совсем недавно делал сам президент, это и вовсе будет выглядеть как соглашательство.
Отныне новый лозунг, судя по всему, звучит так: пока мы не увидим, как перед нами начинает подниматься ядерный гриб, мы будем считать поддержку Украины недостаточной.
Активное ядерное сдерживание-устрашение, к которому я предлагаю прибегнуть, нацелено именно на предотвращение мирового термоядерного конфликта, а лучше и любого применения ядерного оружия.
Сердцем я частично понимаю критику со стороны людей, говорящих, что этого не должно быть, потому что это ужасно. Но умом отвергаю. Пацифисты, в том числе ядерные, вкусно живут, сидят в сетях и кафе, болтают только потому, что за них должны сражаться и погибать воины. Как это делают сейчас наши солдаты и офицеры на полях Украины.
Но без укрепления ядерного сдерживания, восстановления страха перед ядерной войной, в том числе достоверной угрозой ограниченного применения ядерного оружия, глобальная война, учитывая траекторию развития мира, практически неизбежна.
Но автоматизм перерастания ограниченного применения ядерного оружия в мировой термоядерный конфликт – миф. Он, безусловно, противоречит реальным планам применения ядерного оружия, да и официальным доктринам. В прошлом этот миф был довольно полезен. Я и сам в годы той холодной войны сознательно участвовал, как и другие эксперты, в его создании. Нагнетание этих представлений было призвано предотвратить любую большую войну между ядерными державами, хотя, насколько понимаю, противоречит логике реальных доктрин применения ядерного оружия. Но эта важнейшая функция ядерного сдерживания – предотвращение любой большой войны – не сработала. Она развязана Западом.
Заявления Президента, указывающие на возможность применения ядерного оружия, замалчивают или шельмуют, представляют несерьёзными. Совершенно очевидно стремление политико-психологически деядернизировать Россию, виртуально лишить её ядерного оружия, коли и не получилось физически. Западники пытаются перевести всё ещё существующее экономическое превосходство в политические дивиденды, истощить Россию и спровоцировать внутренний раскол.
Непонятна ярость наших пикейных стратегов, твердящих о неприемлемости любой угрозы применения ядерного оружия. Они что, собираются воевать «до последнего русского солдата», бесконечно продолжать гибель лучших – самых смелых, энергичных, патриотичных наших мужчин?
Допускаю, что среди яростных критиков активного сдерживания, любой угрозы применения ядерного оружия по странам, проводящим враждебную политику в отношении России, есть ещё не уехавшие пораженцы, ненавидящие и страну, и любую власть в ней. Но логику или её отсутствие у других коллег, которых я не хочу подозревать в смердяковщине, отказываюсь понимать.
Понимаю стремление нашего руководства не тревожить чрезмерно общество. Но эта расслабленность передаётся и противнику. Там не хотят верить в заявления о том, что война с Западом на Украине несёт экзистенциальный для нас характер, в нашу решимость победить, в том числе в крайнем случае и с использованием самых жёстких мер. Мы таким образом поневоле играем на руку тем, кто надеется нанести стратегическое поражение России, подрываем достоверность ядерного сдерживания и в конечном итоге увеличиваем вероятность свала в полновесную Третью мировую.
Необходимо вернуть нашим противникам, да и партнёрам понимание нашей решимости «отвечать по полной» в случае продолжения и эскалации его агрессивных действий. (Ни один беспилотник, несмотря на сатанизацию КНДР, не ударил по Пхеньяну, поскольку его противники уверены в его решимости к жесточайшему – не обязательно даже ядерному – ответу).
Гонка на износ в расчёте на то, что Запад, учитывая его глубокий многоуровневый кризис, относительно более уязвимую, пока ещё относительно демократическую политическую систему, дрогнет первым – ненадёжная стратегия.
То обстоятельство, что в долгосрочной перспективе гонка обычных вооружений относительно выгоднее странам, обладающим большим, чем у нас, экономическим и демографическим потенциалом – ещё один сильнейший аргумент в пользу усиления роли ядерного сдерживания в национальной стратегии и в международных отношениях в целом.
Неизбежно возникновение новых источников трений и конфликтов. Нужно уже сейчас поставить политико-психологический заслон на пути их перерастания на военный уровень, восстанавливать страх перед ядерной войной, спасавший мир в период острого соперничества времён холодной войны. Структура соперничества в многополярном мире, а он будет и ядерномногополярным, будет намного сложнее. Нужно уже сейчас вставлять в эти системы предохранители. И главный – сдерживающий и цивилизующий элиты страх перед ядерным Армагеддоном.
Пока мы, сами того не желая, не мешаем развитию мировой ситуации в самом худшем направлении. Мы на Украине, наконец, дали бой США/Западу. Но пока отдали ему инициативу в эскалации. И он постоянно расширяет и углубляет агрессию, поставляя всё более смертоносные и опасные вооружения. Мы пока позволяем ему убеждать себя, что эскалация ненаказуема. Они – агрессоры. Но, не ставя им жёсткий предел, мы им потворствуем.
Активизация ядерного фактора с вселяемым им ужасом необходима для предотвращения перерастания неизбежного соперничества в войны. Поэтому, если ядерное оружие и придётся (не дай Бог!) применить, нужно чтобы удар был достаточно массированным. В частности поэтому я и упоминаю в предыдущей статье «групповое применение».
Если же ядерное оружие будет применено в минимальных масштабах и мощностью несколько килотонн, то войну можно будет выиграть, но будет разрушен тот ужас перед ним, который сохранял относительный мир на протяжении трёх четвертей века. Ядерное оружие станет «применимым». Знаю, что не только я, но и некоторые коллеги на Западе опасались в этом контексте ограниченного обмена ядерными ударами между Индией и Пакистаном. Мир бы не рухнул, а священный страх перед ядерным оружием пропал бы. Применение его в Европе, учитывая её всё ещё ключевую роль в мировой медийной повестке, такой страх бы восстановило. Но, повторюсь: не дай Бог.
Не вижу другого пути предотвращения глобальной войны, а до того – изматывающе-затратной военной операции на Украине, кроме как через усиление опоры на ядерное сдерживание-устрашение-отрезвление, причём, вероятно, не только угрозой возмездия по территории союзников США, но и, в случае необходимости, по американским базам (у нас баз за границей почти нет). Вашингтонские «ястребы» и общество должны знать, что возмездие за их безрассудно-агрессивную политику неизбежно. А для этого необходимо, во-первых, скорейшее понижение в нашей доктрине беспечно, если не безрассудно поднятого порога применения ядерного оружия и, во-вторых, осторожное, но решительное движение вверх по лестнице эскалации-сдерживания-устрашения, убеждая при этом и себя, и противника в готовности, если оно не сработает и Запад не отступит и не пересмотрит свою политику, к групповому применению ядерного оружия против ряда стран в Европе, наиболее агрессивно задействованных в поддержке киевской хунты. Ещё раз повторюсь – морально это страшный выбор и молю Бога, чтобы нам не пришлось его делать. Но альтернатива безнадёжно хуже.
Мы почему-то не говорим, что пятая статья Североатлантического договора – блеф и не предусматривает никаких автоматических гарантий. Изучая документы, с изумлением читал как американские сенаторы в конце 1940-х гг. настаивали – и добились – отсутствия автоматических гарантий.
Но нельзя допустить слишком долгой изматывающей войны с огромными потерями с нашей стороны, усталости от неё.
Укреплению сдерживания и предотвращению всеобщей глобальной катастрофы должна содействовать и наша внутренняя работа – народ должен знать о реальных вызовах и быть готовым к поддержке руководства государства, если оно вынуждено будет пойти на крайние меры. Уже эта готовность будет усиливать достоверность ядерного сдерживания, служить мощнейшим фактором предотвращения ядерной и, тем более, глобальной войны.
Не буду слишком углубляться в дальнейшее описание лестницы эскалации-сдерживания-устрашения. Тема деликатная. Её некоторые шаги предлагал. Ещё один – широко обсуждаемый и в открытой печати, и за кулисами шаг – демонстрационный ядерный взрыв. Перед этим – выход из Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который США так и не ратифицировали. Не уверен в целесообразности недавнего заявления нашего МИДа о том, что мы будем воздерживаться от возобновления испытаний, если США их не возобновят. Это – похоже на рецидив оборонительной политики, которая ни к чему хорошему не привела, но связывала нам руки. Но главное – соответствующие усилия, не обсуждаемые, но, как правило, наиболее убедительные конкретные шаги в военно-технической области. Учитывая чудовищное качество руководства США, нужна активизация систем раннего предупреждения, видимое повышение готовности сил стратегического сдерживания.
Крупномасштабная проверка систем оповещения населения регионального и муниципального уровней пройдет 4 октября во всех регионах России, рассказали РИА Новости в пресс-службе МЧС РФ.
«
"Четвертого октября будет проведена проверка с запуском сирен и громкоговорителей, а также с замещением эфира общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов"
Но направление для меня очевидно – в случае продолжения массированной военной поддержки Киева, ответное после соответствующих сигналов, упреждающее и превентивное применение ядерного оружия по целям в ряде европейских стран. Разумеется, параллельно с этими угрозами стоит предлагать и отступить без позора и эскалации. Нужно сделать всё возможное и разумное, чтобы не применять «оружие Бога» даже против тех, кто столь нагло пренебрегает заповедями и обычной человеческой моралью, и здравым смыслом. Будем надеяться, что Он вернёт им разум. Но «на Бога надейся, а сам не плошай». Мы столкнулись с необычным вызовом. Мы что, и дальше не будем отвечать ядерным оружием, а будем перестреливаться и протестовать? Разумеется, автоматизма реакции не должно быть, даже возможно и в случае необходимости ответно-встречного удара.
Высокий ядерный порог расчищает дорогу для применения кибероружия, новых видов биологического, генетического оружия, доставка которого становится всё дешевле и доступнее. А США, как теперь, после разоблачения десятков биолабораторий очевидно, готовятся к таким войнам. Противник должен знать, что на его агрессивные действия последует сокрушительный, даже и не соразмерный удар.
Загнав на недопустимо высокий порог возможность применения ядерного оружия, мы не только расчистили дорогу для больших неядерных войн, новых громадных человеческих жертв, но и частично обнулили свои гигантские вложения в ядерный потенциал. Он что, нужен нам только для предотвращения маловероятного массированного ядерного удара по нашей территории? Не совершаем ли мы тяжкий грех перед предыдущими поколениями наших соотечественников, живших скудной жизнью, массово голодавших, умиравших от радиации на заводах по обогащению урана ради создания ядерного щита родины? Но такой щит бессмысленен, если в руках нет меча и готовности его применить для спасения своего народа и человечества от всемирной катастрофы.
Если, как блефуя угрожают некоторые высокопоставленные западные эксперты (а их аргументы тиражируют наши), США/Запад ударят по российским вооружённым силам, противник должен быть и непублично – через соответствующие меры военно-технического характера, и публично – предупреждён, что в ответ пойдёт вторая волна ядерных ударов по территории стран Европы. Если американцы, как считают некоторые наши эксперты, могут наплевать на союзников и продолжить агрессию, то Вашингтон должен быть предупреждён, что последуют ядерные удары по американским базам в Европе с гибелью десятков тысяч американских военнослужащих. Американцы, раскинувшие свои базы по всему миру, на два порядка более уязвимы, чем мы. И они должны понимать, что мы знаем об этом. Такие удары должны официально или неофициально стать частью нашей доктрины ядерного сдерживания-устрашения-отрезвления теряющих разум противников. Пусть евроэлиты, затянувшие свои страны в НАТО и допустившие её деградацию в прямого агрессора, отвечают перед своими народами. Будем надеяться на прозрение последних.
Если удары – любые – будут нанесены по нашей территории или по Республике Беларусь, американцы и их союзники должны знать, что, разумеется, ограниченные удары возмездия последуют по территории США и тех стран, которые осмелятся на нападение.
Надеюсь, что безумцев в Париже и Лондоне ещё нет. Но что имеют в виду их эксперты, угрожая массированным ударом по российским вооружённым силам?
Но, учитывая вектор развития западных элит, мы можем дождаться и таких безумцев. Этот вектор нужно прерывать в ближайшем будущем – пока не станет слишком поздно и человечество не провалится в Третью мировую.
Движение по лестнице эскалации, чтобы остановить начинающийся пожар и предотвратить его распространение во всемирную катастрофу, можно сравнить с созданием противопожарных полос, а если они не помогут остановить огонь, может оказаться необходимым устроить встречный пал.
Америка должна помочь Украине выстоять против России. Но при этом мы должны помнить, что этот регион исторически представляет собой гордиев узел, в котором сплелись давние, не до конца понятые противоречия, — и есть риск, что разрубить его удастся лишь российским ядерным мечом.
Автор: Виктор Дэвис Хансон
Официальный представитель Министерства иностранных дел России Мария Захарова в эфире радио Sputnik не исключила, что Европейскому союзу может «понадобиться ядерная Украина».
Она указала, что об этом, в частности, свидетельствует отсутствие реакции Евросоюза на заявления украинских властей о необходимости страны получить ядерный статус.
«С учетом того, что такие люди, как Анналена Бербок, находятся у власти в странах ЕС, не исключаю, что в этом театре абсурда им понадобится еще и ядерная Украина. Они же об этом говорили. Или они, по крайней мере, не одергивали Зеленского, когда на Мюнхенской конференции он такую глупость заявил», — сказала Захарова.
Также Мария Захарова назвала «сотрясанием воздуха» предложение о «ядерном зонтике» для Украины со стороны властей Литвы. По мнению дипломата, идею главы МИД Литвы Габриэлюса Ландсбергиса не поймут во многих других государствах, которые зададутся вопросом: почему Украина должна получить ядерное оружие по желанию Запада.
Ранее в Литве призвали защитить Украину «ядерным зонтиком».
МОСКВА, 6 окт — РИА Новости. Совет Госдумы на ближайшем заседании обсудит вопрос об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, сообщил спикер палаты Вячеслав Володин в Telegram-канале.
Он напомнил, что накануне этот важный вопрос, который касается безопасности России и ее граждан, поднял во время выступления на заседании дискуссионного клуба "Валдай" президент Владимир Путин.
"Ситуация в мире изменилась. Вашингтон и Брюссель развязали против нашей страны войну. Сегодняшние вызовы требуют новых решений", — написал Володин.
"На ближайшем заседании Совета Государственной думы обязательно обсудим вопрос об отзыве ратификации Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Это соответствует национальным интересам нашего государства. И будет зеркальным ответом США, которые до сих пор не ратифицировали договор", — подчеркнул Володин.
Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний был подписан в 1996 году, Россия ратифицировала его в 2000-м. Но некоторые страны, в том числе США и Китай, до сих пор этого не сделали. При этом государства, владеющие ядерным оружием, взяли на себя добровольные обязательства не проводить такие испытания.