Бибисяи двухнедельной давности с гаданиями вокруг укровского контрнаступа и прочего.
Своеобразным апогеем информационной подготовки к наступлению можно считать заявление главы военной разведки Украины Кирилла Буданова в интервью USA Today, опубликованном в начале марта: он спрогнозировал, что "весной состоится решающая битва (между Украиной и Россией), и она будет последней перед тем, как эта война закончится".
В другом интервью журналисты украинского Forbes попросили Кирилла Буданова наложить футбольную аналогию на 12 месяцев большой войны. "Счет 1:1, 70-я минута", - ответил главный военный разведчик Украины.
Сложно сказать, такого ли результата хотела достичь подобной информационной политикой украинская власть, но в результате внутри Украины немалая часть ее общества, в первую очередь в тыловых регионах страны, оказалась "перегретой" ожиданием триумфального "контрнаступа" украинских войск, который наконец закончит эту порядком надоевшую в...у.
Продолжая футбольную аналогию Буданова, многие тысячи украинцев ждут начала наступления ВСУ примерно как старта чемпионата мира, на котором их сборная имеет статус фаворита.
И теперь долгожданный "контрнаступ" стал предметом мемов в соцсетях и за их пределами. Украинская поп-рок-группа "Антитіла", известная, в частности, своей песней "Фортеця Бахмут" ("Крепость Бахмут"), даже объявила о предпродаже билетов на свой концерт в Ялте на 23 августа 2024 года - город, как и весь Крым, по мнению музыкантов, к тому времени должен вернуться под контроль Киева.
Такие настроения приводят в недоумение и откровенно злят украинцев, воюющих на фронте, и их близких. О пагубности подобных ожиданий начинают говорить и военные эксперты.
"В любом случае, это наступление обойдется нам дорого. Мы опять будем получать похоронки, опять будем хоронить много хороших людей.
...
Похоже, начинают осознавать проблемы с чрезмерно оптимистичными и завышенными ожиданиями украинского общества и западных партнеров от грядущего наступления и в киевских властных кабинетах.
"Ожидания относительно нашего контрнаступления переоценивают в мире", - констатировал в опубликованном на этой неделе материале Washington Post министр обороны Алексей Резников.
"Большинство людей... ждут чего-то грандиозного", - сказал Резников и предупредил, что этих людей может постичь разочарование.
"Но я не могу сказать вам, каков будет масштаб этого успеха: 10 километров, 30 километров, 100 километров, 200 километров?"- утверждает министр обороны Украины. Его слова как раз иллюстрируют то, что в Минобороны Украины, скорее всего, трезво оценивают сложность задач и важность успеха.
"Не думайте об этом контрнаступлении как о последнем, потому что мы не знаем, что из него получится.
Сейчас западная бронетехника в Украину поехала, но, по подсчетам исследовательской группы Oryx, Киев получил 36 танков Leopard 2A4, 24 Leopard 2A6, 14 Challenger 2, что не очень соответствует цифре, которую озвучил генерал Залужный. Однако это если считать только западные машины - основные поставки были совсем другими.
Западные страны стараются вооружать Украину, по возможности, техникой советских образцов. И, судя по подсчетам Oryx, только танков Т-72 различных модификаций, включая выпущенные по лицензии, в Украину с начала войны было поставлено более 480 единиц.
Часть этих танков уже побывала в боях и была уничтожена, но большинство машин, вероятно, остается в резерве. Всего же ВСУ получили от западных партнеров 575 танков, и еще 182 должно быть поставлено.
По данным из того же источника, Украина получила с марта 2022 года 325 БМП и готовится получить еще 340. Причем, как и в случае с танками, это очень разные машины. Среди них есть и устаревшие БМП-1, и более современные тяжелые M2A2 Bradley.
Oryx также подсчитала, что Украина получила 1180 бронетранспортеров и ожидает еще 380. Среди них также есть устаревшие гусеничные М113, а есть тяжелые современные Stryker.
Или переговоры?
Даже более неоднозначной в этом отношении можно назвать позицию западных партнеров Украины. Совместная декларируемая вслух позиция западных лидеров состоит в том, что это Владимир Зеленский должен определить тот момент, когда он начнет переговоры с Россией без любого давления со стороны партнеров. А до того момента Запад будет помогать Украине "столь долго, сколько потребуется".
На деле - уже сегодня, точнее, на прошедшей в феврале Мюнхенской конференции по вопросам безопасности, тот же чешский президент Петр Павел предостерегал Украину и ее партнеров от постановки завышенных целей. По его словам, на определенном этапе войны освобождение украинской армией своей территории (от себя добавим, что речь здесь может идти прежде всего о военных действиях в плотной застройке агломераций Донбасса) может оказаться сопряжено с настолько высоким числом жертв среди бойцов, что от максималистских целей откажется само украинское общество.
В своих расчетах Запад должен принимать во внимание и чисто практические соображения.
Затягивание войны на месяцы и годы, скорее всего, более выгодно России с ее практически неограниченным человеческим ресурсом, готовым терпеть лишения во имя реализации не до конца понятных целей "специальной военной операции". Украина же зависит не только от поставок военной техники с Запада, но и от западной экономической помощи, на которой держится практически вся финансовая система страны.
На той же Мюнхенской конференции президент Франции Эммануэль Макрон воздерживался от прямой поддержки заявленных Киевом целей в ходе нынешней во..ы, подчеркнуы, что цель Запада на данном этапе - наращивать поддержку Украины, чтобы она могла начать контрнаступление, победить и начать процесс переговоров на своих, максимально сильных условиях.