U235> Ну и дед/прадед - это рубеж на котором проходит граница между семьей, людьми которых ты лично скорее всего видел, знал и любишь, и историей семьи. Плюс банальная математика: родителей двое, дедушек/бабушек - четверо, пра-/ - восемь, и так далее в геометрической прогрессии.
Границу мы сами себе устанавливаем. Роднятся как правило двоюродные и троюродные родственники. Начав генеалогические поиски - породнился со многоми четвероюродными, от ДВ до Казахстана и далее до СПб. Это - общий пра-прадед и древо из 600 его потомков в 7-ми поколениях (наши внуки). Дядя по маме нашел прямого предка, удаленного от наших внуков на 12 поколений (в древе около 250 потомков). Три первых предка - без имен жен.
Дед по отцу оставил несколько страничек воспоминаний о своем деде, по матери. Дед по маме не любил воспоминаний, т.к. в 1937 прадед был расстрелян, его брат расстрелян, дедов старший брат получил 5 лет. Дед даже про войну практически ничего не рассказывал - три года в пехоте, от красноармейца до младшего лейтенанта, и ни одной награды. Только шрамы от ранений, да осколок в плече. Бабушка по маме носила фамилию прадеда, прабабушка - свою девичью.
U235> Если предки - простые крестьяне, то уже на прапрадедах наткнешься на неоцифрованные, а скорее всего - и вовсе утерянные, церковные книги. А больше нигде сведений об обычном крестьянине даже уровня "родился/женился/умер" скорее всего и не будет.
За нас побеспокоились американские мормоны, которые в начале 1990-х в наших архивах фотокопировали метрические книги церквей. После того, как их признали тоталитарной сектой и выпроводили из России, эти материалы, слава Богу, были оцифрованы и размещены в интернете. На генеалогических форумах можно найти ссылки. Энтузиасты сделали опись этих сокровищ по церквам. Для нашей Томской губернии выложены материалы за 100 лет - 1760-1860 годов. Мне пришлось просмотреть тысячи файлов, чтобы найти имена предков. Искал всех, "по геометрической прогрессии". Чем больше предков мы знаем - тем крепче они за нами присматривают
Первая мировая, политические репрессии и Великая Отечественная - оставили документальные свидетельства, которые сейчас доступны. Прадеды воевали в русско-японскую и империалистическую. Один брат бабушки погиб в Первую мировую, другой - в Отечественную. Три дедовых брата не оставили потомков. Как можно предать забвению их память? На "Дорогу памяти" я разместил более 100 имен родственников, близких и дальних. Моей фамилии - 25 человек, маминой - 15, фамилий бабушек... моей жены, предков зятьев и снох (родня моих кровных племянников). Наконец, прадедов моих внучек со стороны сватов.