Чересполосица земельная — такое поземельное владение, при котором земли одного владельца находятся не в одном отрубе или меже, а разбросаны по разным местам среди других владений и не представляют хозяйственного целого.
Раздробленность, часто доходящая до ничтожных величин, обесценивает такие участки, оказывает вредное влияние на хозяйство, препятствует применению усовершенствованных систем полеводства, дает повод к возбуждению постоянных судебных споров и аграрных беспорядков, расшатывает юридические основания владения, влечет за собою обострение отношений между частными владельцами и крестьянами. При существовании чересполосного владения невыполнима задача, намеченная 1 ст. наших межевых законов, в силу коей цель государственного межевания заключается в том, чтобы утвердить спокойствие владельцев и установить границы поземельного владения.
С агрономической точки зрения вред Ч. выражается в обязательности для соседей одной системы полевого хозяйства: если одни из них, напр., держатся трехполья, то для других невозможен переход к более совершенным системам. Недостатки чересполосного владения чувствуются как частными владельцами, так и крестьянами-общинниками. Причитающиеся последним надел нередко состоит из 30—40 разбросанных полос или шнуров, а иногда, напр. в Ярославской губ., достигает до 120. Это влечет за собою утрату значительных количеств земель на межевые борозды. Участившиеся, не смотря на издание закона 1886 г., семейные разделы имеют своим последствием дальнейшее дробление чересполосных участков. Вследствие чересполосного владения частными и крестьянскими землями, установилось право пастьбы скота на смежных паровых землях и на лугах (на последних — до 9 мая и даже до 1 июня и позже). Это причиняет недобор трав, которыми, при отсутствии травосеяния, так бедно наше сельское хозяйство, и таким образом создаются крупные препятствия к улучшению полеводства и скотоводства. Допущение пастьбы скота на лугах превращает их нередко в кочковатые пространства.
С уничтожением крепостного права законодательство о межевании Ч., не смотря на происшедшие крупные изменения в строе нашего поземельного владения, осталось неизменным
Если среди крестьянских наделов находится пашня или луг, раздробленные кусками меньше десятины, то для владельцев они хозяйственного значения не имеют и ставят их в тяжелую зависимость друг от друга. Не смотря на отрицательные стороны чересполосного владения с экономической, агрономической и юридической стороны, до сих пор не собрано точных статистических данных о размерах этого явления; есть только общие и не систематические указания в земских статистических и некоторых официальных изданиях.
СБОР
РИ, среднее за 1906-1910 по 72 губерниям: Сборник статистико-экономических сведений по с/х России и иностранных государств, 1917, табл. II.A.2, с 64-65.
Всего продовольственных хлебов и овса: 4 040 443,7 тыс. пудов (66,1 млн. тонн)
Народное хозяйство СССР 1932 год, с. 121, все зерновые (перевожу в млн. т):
1926: 78,3
1927: 72,8
1928: 73,3
1929: 71,7
1930: 83,6
Среднее 1926-1930: 75,9.
ЭКСПОРТ
"Статистический ежегодник России 1915г". Раздел X стр.1. Вывоз главных хлебов и хлебных продуктов из России за период 1904-1914 гг.
Всего, среднее 1904-1908: 562 247 тысяч пудов. (9,26 млн. тонн)
Всего, среднее 1909-1913: 724 870 тысяч пудов. (11,9 млн. тонн)
Внешняя торговля СССР за 1918-1940, с.144, 179. Зерно. (перевожу в млн. тонн):
1930: 4,76
1931: 5,06
1932: 1,73
1933: 1,68
1934: 0,77
1935: 1,52
1936: 0,32
1937: 1,28
1938: 2,05
1939: 0,28
Среднее:
1930-1934: 2,80
1935-1939: 1,09
Без хлеба. Очерки русского бедствия (Голод 1898 и 1911-12 гг.) А.С. Панкратов Издание В.П. Португалова, Москва, 1913. С. 52-53:
"Она рассказывала, что лошади у них идут уже по 4 рубля. Крестьяне боятся оставлять их на зиму — "все равно издохнут с голода" — и продают. Теплая одежда заложена за хлеб в Самаре. Земля идет нипочем. Девятнадцатидесятинный надел продают за 300-400 рублей. Это выходить меньше, чем да 20 рублей десятина. — До голода у нас не знали о законе 9-го июня...Может быть и знали, но жили все-таки миром. А теперь мужикам сказали в волости, что они могут продать наделы. Они плачут и продают. Что идет у нас сейчас в селах, — страсть! Укрепляют за собой надел и спускают за безценок. Навек нищими остаются... Приехал к нам хохол из Екатеринославской губернии, созвал народ на сборню и говорит:— Кто желает продать души? Покупаю. Сразу записалось 132 человека. Криком-кричат,а продают.
Гусей, уток, кур обозами отправляли в город, брали за них, что дадут. Корова, стоящая 60 рублей, продавалась за 12, да и эту цену напросишься,— никому не нужны тощие коровы. По теперь многим уже и продавать нечего. Бабы воют... Детишки,- знамо, маленькие, глупые — хлеба просят, а где взять? Была свинья у моей соседки, хотела продать— никто не берет. Зарезали да без хлеба и съели. А мужик, муж её, "с испугу" залез на печку да и лежал дня два вниз лицом, молча, как немой... 80-летний старик намедни пришел, упал на колени и просить: "Дай, Христа ради, кусок хлеба!"
Вечером теперь темно в деревнях, не зажигают ламп, не на что керосина купить. Захожу я как-то к соседу, спрашиваю. "Где жена? Ушла,— говорит,— Христа ради просить вечером-то не так стыдно"... А мужик, между тем, трезвый работящий. Говорит, а у самого слезы на глазах..!
Вспомнила еще один случай. У одного крестьянина 14 человек семьи. Есть им нечего: с семи десятин запашки получил пять пудов тощего зерна. "Лишний" скот продал. Остались две лошади, продавать их жалко. Ему давали 9 руб. за пару, а у него 4 сына работника. "Какой же я хозяин буду без лошадей", — говорил он. Решил продать половицу земельного надела, приходить к богачу и Христом-Богом молить купить: "Сделай божескую милость!" Три дня умолял. Наконец, тот "смилостивился".— "Ну, так и быть— выручу". И купил у него 9½ десятин за 150 руб.
Неужели никакой помощи?— спрашиваю я. А общественный работы? Эти работы— одно горе. Прежде всего, далеко не все голодающие ими заняты. Потом на работы предпочитают брать с лошадью, а безлошадным отказывают. Обстановка работы ужасная: где-нибудь среди степи, за 8—10 верст от жилья, в грязи, в стуже... У мужиков теплой одежды нет, а приходится жить и работать в холоде. Несчастные тощие клячонки их еле тащат тачку с землей. Часто на дорогах валятся и издыхают. Обезумевший от горя и страха мужик возвращается домой без лошади..."
"Без хлеба. Очерки русского бедствия" и вывоз хлеба из РИ
Без хлеба. Очерки русского бедствия (Голод 1898 и 1911-12 гг.) А.С. Панкратов Издание В.П. Португалова, Москва, 1913. С. 52-53: Она рассказывала, что лошади у них идут уже по 4 рубля. Крестьяне боятся оставлять их на зиму все равно издохнут с голода и продают.… // bodmich.livejournal.com
Художественное иллюстрированное издание "Торгово-промышленный мир России" 1915. Петроград, Фонтанка 24.
(Торгово-промышленный мир России. 1915 | Президентская библиотека имени Б.Н. Ельцина или Торогово Промышленный Миръ Россiи / Торгово промышленный мир России : Free Download, Borrow, and Streaming : Internet Archive)
Отд. III, часть III, стр.3:
"Аэропланы.
При существующих условиях аэропланы являются преимущественно средством государственной обороны, вследствие чего авиационная промышленность поставлена в зависимость от потребностей нашего военного ведомства. Государственная Дума, при рассмотрении сметы главного управления генерального штаба на 1913 г., посвятила много внимания нуждам авиации и останавливалась на вопросе о желательности выделки на русских заводах авиационных моторов и аппаратов; но, к сожалению, у нас нет стремления поощрять настоящую творческую авиационную промышленность. Наши авиационные заводы, вместо того, чтобы работать над созданием новых образцов, заняты чаще всего механическим воспроизведением имеющихся заведомо несовершенных аппаратов, а наши летчики вынуждены летать на аэропланах тех иностранных образцов, которые были лучшими в то время, когда обсуждался вопрос об их заказе, но которые успели устареть, пока они строились, сдавались в казну и поступили в пользование летчиков.
Заводы «Дукс», «С. С. Щетинин» и «Русско-балтийский», являющиеся главными поставщиками нашего военного ведомства, не выходят из ремесленного состояния, будучи обречены на копирование разных иностранных систем. При указанных условиях особенно отрадно отметить некоторые успехи оригинальной производительности в нашем авиационном деле.
Из мастерских Русско-балтийского завода весною текущего года был выпущен величайший в мире аэроплан конструкции И. И. Сикорского, названный сначала «Грандом», а затем переимеиюван в «Русского витязя». Так как «Гранд» был во время военного корпуса аэропланов выведен из строя то в настоящее время заканчивается постройкой другой «Гранд», еще больших размеров, с 6 стосильными двигателями. Кроме того, авиационный завод в Риге, во главе которого стоит известный пилот В. В. Слюсаренко, успевший уже выгодно зарекомендовать себя исполнением для военного ведомства заказов на «Фарманы № 4 и №16», в настоящее время приступил к постройке оригинального аэроплана конструкции Л. В. Зверевой.
Несколько большего можно ожидать от воздухоплавательной лаборатории нашего политехнического института, где строили свои аппараты И. И. Сикорский, лейтенант Дыбовский, мичман Фриде и другие русские конструкторы, и куда со всех концов России поступают чертежи отдельных частей аэропланов. Время рабского копирования заграничных аппаратов прошло. Пора создавать нечто новое, оригинальное, так как только творческая авиационная промышленность является залогом воздушной мощи государства. "
Об авиации в РИ перед ПМВ
Любому булкохрусту известно, что у РИ были мощные ВВС. Некоторые особо тяжелобольные рокомпотчики даже утверждают что самые мощные (в каком-то там году). Что же, ознакомимся с мнением современников: Художественное иллюстрированное издание Торгово-промышленный мир России… // bodmich.livejournal.com