Ограничение ввоза импортных семян подсолнечника и других культур в будущем может дать отечественным селекционерам и семеноводам стимул к наращиванию производства и выведению новых сортов, но пока создает риск дефицита семян и повышения цен на них
// expert.ru
...
Необходимость регулирования рынка возникла из-за того, что ведущие мировые поставщики критически важных для нас семян — Bayer, Syngenta и Nuseed — в начале февраля уведомили российских покупателей о возможных сбоях в исполнении контрактов. Их даже подозревают в попытке создать искусственный ажиотаж для повышения цен. Аграрии, которые считают импортные семена более производительными, опасаются, что в случае введения квот из-за возможного дефицита импортных семян цены повысят как раз отечественные компании. Однако все сходятся во мнении, что России самое время обзавестись собственными семенами подсолнечника: во-первых, рентабельность этой культуры значительно превышает рентабельность производства зерновых; во-вторых, в стране активно растет производство растительных масел; и в-третьих, в этом сельскохозяйственном сезоне мы впервые можем стать ведущим экспортером масла в мире, и необходимо закрепить лидерство.
Относительно открытой в сфере семян Россия оставалась с 1990-х, после распада советской школы селекции и генетики. Именно в те годы сельское хозяйство почти полностью перешло на иностранный семенной материал. Впрочем, оставшиеся научные институты мало-помалу развивали свои заделы — главным образом, по пшенице и ячменю. Сейчас по основным культурам (не считая некоторых сортов яровой пшеницы) Россия почти полностью обеспечена сортами собственной селекции, причем для разных климатических зон. Семена озимых пшеницы и ячменя страна даже экспортирует.
Тем не менее средняя обеспеченность семенами сегодня составляет всего около 60% (согласно программе продовольственной безопасности, к 2030 году этот показатель должен достигнуть 75%). По данным Национального союза селекционеров и семеноводов, в прошлом году лишь четверть всей пашни под подсолнечником (10 млн га) была засеяна семенами российской селекции. Зависимость от импортных семян по кукурузе несколько меньше — 50%, по сое — около 35%.
Основными поставщиками семян на российский рынок являются ведущие мировые производители — они же разработчики наиболее продуктивных сортов и, как правило, набора средств защиты растений в придачу. Это китайско-швейцарская Syngenta, немецкие Bayer и BASF и американские Nuseed и Corteva. Все эти корпорации либо напрямую завозят гибриды,
либо частично размножают их на мощностях российских партнеров — семеноводческих компаний из собственных засекреченных родительских линий. Например, из закупленных в прошлом году аграриями 40 тыс. тонн семян подсолнечника 20 тыс. были произведены в России, однако лишь 10 тыс. оказались гибридами отечественной селекции, выведенными из российских сортов. Глобальные компании еще в марте заявили, что делают все возможное, чтобы остаться работать в России, и лишь американская Corteva в том же месяце прекратила продавать нам семена.
Есть мнение, что августовское заявление Оксаны Лут о квотах было связано со скандалами при поставке семян в марте 2022 года. «Нынешний отказ крупных экспортеров напоминает прошлогоднюю историю. Тогда некоторые из них уговорили российских покупателей расторгнуть заключенные и даже проплаченные контракты по прежним ценам — якобы для того, чтобы не потерять деньги из-за непонятной ситуации с ввозом семян в РФ из-за санкций, — комментирует председатель совета Национальной семенной ассоциации Игорь Лобач. — И вдруг через неделю предложили аграриям те же семена, но по цене почти вдвое выше. Это была уловка, которая не позволила нашим компаниям наложить штрафные санкции по неисполненным контрактам». Эксперт в открытом письме призвал участников рынка «не поддаваться на провокации», которые могут быть лишь косвенно связаны с ожидаемыми квотами, а объективно за этим будет стоять ожидаемый дефицит семян в ЕС. «В Европе в прошлом году была засуха, из-за чего план производства семян был выполнен только на 40–60 процентов, то есть семян на рынке будет мало. Не исключаю, что это будет одним из факторов повышения цен на них», — отмечает Игорь Лобач.
В Национальной семенной ассоциации уверены, что квоты станут дополнительным стимулом к замещению импортных семян уже через два-три года. Заделы есть: в России работает более 100 научно-исследовательских институтов, за последние годы был создан 41 новый селекционный и селекционно-семеноводческий центр по основным дефицитным направлениям. В том числе при частных компаниях и агрохолдингах.