Своеобразный проект. Анархистский университет, если угодно.
Где-то не лишено интереса. Ну, в данном конкретном случае проект густо либерастией отдаёт, но к самой модели это отношения не имеет. Да и в их деятельности в конце концов не всё политизировано.
Kak Vy schitayete, stoit li v ramkax razryva s proshlym nachat’ ispolzovat latinitsu dlya russkogo yazyka v novom dejstvitelno svobodnom Universitete?
Езжайте в Казахстан, там, говорят латиница «в рамках разрыва с прошлым». А мы здесь как-нибудь на Великом и Могучем и на кириллице договоримся. Чай не маленькие, и переводчики есть и даже плохонькие электронные, почти синхронные. Не лезьте навязывать, навяливать свою повестку, тут не дети малые, «без большевиков» как в песнях пелось. Л.К.
Если честно, я считаю, что Вам надо лечить тревожность.
// Дальше — trv-science.ru
Итак, что есть Свободный университет? Это самоуправляемая корпорация профессоров. Ну, а профессора — это те, кто читает по меньшей мере один семестровый курс в году. На деньги обычных университетов — все лекторы без различия в рангах. Постоянный исполнительный орган самоуправления — как и положено, ученый совет, в который входят преимущественно действующие профессора университета и несколько «внешних специалистов», являющихся при этом тоже людьми из академической среды (например, хорошо известный Сергей Шпилькин). В качестве консультативного органа у нас есть наблюдательный совет, в который входят уважаемые ученые, в том числе и несколько иностранных коллег. Отличие от «обычных» университетов — в отсутствии ректора (и вообще ректората). Вместо него у нас есть председательствующая коллегия — коллективный исполнительный орган.
Всё, если так можно выразиться, начальство избирается. 2/3 ученого совета (и в том числе председательствующая коллегия) — прямым голосованием на общем собрании профессоров (конференции), а 1/3 — факультетами (у нас они называются цехами и школами). Ну а надзор (куда же без него) осуществляет (избираемая конференцией) контрольно-ревизионная комиссия.
В общем, ничего особенно революционного в нашей структуре нет. Основа университета — это самоуправление и выборность. Конечно, в любой самоуправляемой демократичной структуре нередки выяснения отношений, куда без них. Но именно демократические институты позволяют находить и решения у конфликтов.
Тут же затрону еще один популярный вопрос. Свободный университет — он частный или государственный? То, что мы не государственный университет, уже понятно. Но и на частный мы, мягко говоря, не похожи. Кто-то может предложить термин «общественный», но, с моей точки зрения, гораздо вернее сказать «корпоративный» (хотя кому-то, возможно, больше по душе «солидаристский»). Потому что (как видно из обрисованной схемы самоуправления) университет управляется корпорацией профессоров без диктата со стороны каких-либо чиновников. Минусом такой формы самоуправления, пожалуй, является слабая вовлеченность студентов. Впрочем, и студенты не находятся под диктатом университета и вольны создавать (и создают!) свои собственные проекты, которые образуют нашу большую Свободную ойкумену.
К чему мы стремимся? Наша цель — создание помимо отдельных (безусловно, замечательных) курсов еще и полноценных учебных программ, на которые будут приходить учиться не только «начинающие», но и уже полноценные специалисты, которые расширяют свои исследовательские интересы. Проще говоря, именно та магистратура, которой не хватает российским университетам. Один из проектов — учебная программа по томографии, в которой будут преподавать физики, инженеры, биологи, программисты… Хочется надеяться, что через несколько лет таких программ будет много.
Кстати, о «корочках». Как и, например, в Независимом университете, мы не выдаем никаких официальных документов или диплома гособразца. Только сертификат, подтверждающий прохождение курса.
- кстати, в этом аспекте немного похоже чем-то на модель швейцарских вузов вековой давности: обучение сравнительно дёшево, а основные деньги нужно платить за диплом. Поэтому большинство русских эмигрантов, отучившихся в Швейцарии, диплома не имели (напр., химик Белоусов - тот самый, что открыл колебательную реакцию).