Реалии Twitter
Например, после выкачивания российского Twitter оказалось, что из 7 млн зарегистрированных аккаунтов хоть как-то себя проявляли за последние несколько месяцев всего 2 млн. Из 4 млн твитов в день 2,5 млн – это спам, в основном коммерческий, генерирующийся 60 000 бот-аккаутов. Сообщества ботов создают видимость активности, перебрасывая друг другу посты. Но когда дело доходит до вливания какой-то, например, коммерческой новости, числа таких сообществ вполне хватает, чтобы вывести ее в тренды российского Twitter на день-два. Собственно, для этого их и держат.
Но больше всего в Twitter нас поразило то, что подавляющее большинство настоящих, реальных постов – это ретвитты. Причем такие, в которых никто даже не удосуживается ничего дописать, ни единого слова. Получается, что несколько сотен тысяч что-то вещают, а все остальные только повторяют за ними. Коммуникации практически нет.
Вначале – новость, на прошлой неделе растиражированная десятками информагентств. 66-летняя жительница американского штата Небраска, называющая себя «посланцем Бога и Господа нашего Иисуса Христа», подала в суд на всех голубых планеты.
Суть иска – в попытках старушки доказать на законодательном уровне, что гомосексуализм это грех. Аргументация – в жанре чистой шизофазии, вроде «в Библии написано что это грех и как наша великая страна и наш великий штат докатились до такого!?»
Если вам интересно, почему эта несчастная корявая бабушка из корявой американской глубинки со своим смешным и невменяемым иском разлетелась по всему миру и, в частности, пару дней бомбардировала интернет в далёкой России, а также чем это нам грозит, – давайте об этом поговорим.
Коротко говоря, на передний край борьбы с фриками нужно призвать мега-фриков. Таких, чтоб их на фоне даже учитель младших классов, разъясняющий, что «гендер не обязательно совпадает с биологическим полом, а оральным сексом с представителями своего пола весело заниматься, если по согласию», – казался послом здравого смысла, разума и самой респектабельности в котелке с тросточкой.
Вам нужно легализовать такого уродца? Сделать так, чтобы плакаты "Не дадим развращать наших детей" выпали из рук пугливых граждан?
Вытащите на передний край их манифестации долбанутое на всю голову пугало. Пусть оно провоет что-то о необходимости украсить лесбийскими трупами решётку у Белого дома, «чтобы Господь принял эту жертву! Ибо так сказал Господь!!!» И ещё что-нибудь про «все, кто голосуют за демократов, тоже геи и ПРОКЛЯТЫ! Ибо так говорит Библия!»
И граждане испуганно рассосутся. И примут умеренное извращённое доминирование над собой. И будут уверены, что спаслись зато от худшего. В особенности – если их мировоззрение основано не на систематизированных убеждениях и знаниях, а на обычной привычке.
Из-за пандемии COVID-19 популярность мессенджеров ощутимо выросла. Но нередко пользователи не ограничиваются пересылкой смешных видео и цитатами — в сети появилось много дезинформации о распространении коронавируса. Чтобы снизить количество фейковых сообщений, разработчики WhatsApp намеренно ограничили возможности фирменного приложения.
В прошлом году пересылаемые через «третьи руки» сообщения в окне мессенджера стали помечаться символом в виде двойной стрелки. Это означает, что пользователь не является автором сообщения, а лишь пересылает его, получив от одного из своих контактов. Но за последние несколько недель, согласно статистике, в групповых чатах и обычной переписке посредством массовых рассылок распространилось много дезинформирующих цитат.
Из-за использования сквозного шифрования отследить, откуда берут начало «вирусные» сообщения, слишком сложно. Чтобы остановить этот «поток», разработчики WhatsApp приняли решение ограничить возможности пересылки — не более одного чата за раз. Конечно, никто не помешает отправлять информацию нескольким людям, но это не будет так быстро и просто, как раньше.
Кроме того, учитывая сложную ситуацию в мире, с целью наладить своевременное предоставление населению необходимой информации, компания начала сотрудничество со Всемирной организацией здравоохранения и другими ведомствами. Они уже разослали сотни миллионов сообщений людям, которые обратились к ним для получения советов и информации по коронавирусу.
В книге «Agora toxica» («Токсичная Агора») специалист по стратегиям дезинформации Стефани Лами показывает, как «негражданское общество» усиливает политическое влияние в сети, чтобы ослабить демократию и ограничить свободу. Автор призывает к изучению экономической модели общественных медиа и указывает на алгоритмы установления контактов – «сердце реактора». Интервью со Стефани Лами.
Известны ли вам такие англицизмы как «квестинг» (questing)? «Астротурфинг» (astroturfing)? «Догвистлинг» (dogwhistling = политика «собачьего свистка») или «бэклэш» (backlash)? Эти термины означают виды манипуляций вниманием в Интернете. В так называемой «инфосфере» даже частичная правда больше не имеет решающего значения. А точность информации остаётся под сомнением. И именно поэтому остро встаёт проблема обучения коммуникационным технологиям. Манипулятивные алгоритмы интернета стали разрушать общество в его основах.
Каковы основные «смысловые операции», о которых вы говорите в своей книге?
С помощью «квестинга» людей направляют к поиску огромного количества данных. А ключевые слова ориентируют к источникам, подтверждающим теории заговора
Другой пример – «астротурфинг». Он сейчас очень востребован для проведения президентской кампании. Сам термин восходит к названию искусственного газона Astroturf. Это маскировка общественной поддержки под общественную инициативу.
Прежде администрация президента и правительство использовали для мониторинга СМИ и блогов систему компании «Медиалогия». Ее сотрудник сказал «Ведомостям», что чиновники не продлили контракт с «Медиалогией». Человек, знакомый с чиновниками правительства, рассказал, что «Медиалогия» устраивала их: «Это был продукт, который учитывал все наши пожелания». Но в прошлом году ФСБ не дала добро на продолжение контракта: претензия была в том, говорит собеседник «Ведомостей», что часть долей ООО «Медиалогия» принадлежала офшорам. Сейчас, по данным «СПАРК-Интерфакса», это не так: 92% «Медиалогии» принадлежит ООО «ИБС холдинг» (IT-интегратор IBS), 8% – гендиректору «Медиалогии» Александру Волкову. «ИБС холдинг» на 75% принадлежит Анатолию Карачинскому, на 25% – Сергею Мацоцкому. Но, когда решался вопрос о продлении контракта, среди собственников действительно были офшоры, признает близкий к «Медиалогии» человек.