Автор статьи для 19FortyFive анализирует конфликт на Украине, используя труды прусского военачальника Карла фон Клаузевица, и приходит к выводу: слепая вера... | 02.02.2023, ИноСМИ
// inosmi.ru
Как однажды заметил великий теоретик военного дела Карл фон Клаузевиц: "Никто не начинает войну — по крайней мере, никто в здравом рассудке — без четкого представления о том, чего он хочет ею достичь, и как он намеревается ее вести". В самом деле, готовясь к боевым действиям, вы должны хорошо себе представлять, чего вы можете добиться имеющимися средствами, а чего — нет.
Этот основополагающий принцип актуален для обеих сторон нынешнего конфликта. Если Россия поставила перед собой цель занять, удержать и в итоге присоединить Донбасс и Крым ради национальной безопасности, то ее средств для этого вполне может хватить, ведь ее коммуникации и линии снабжения весьма приемлемы.
Для Украины же возвращение утраченных территорий представляет собой несколько иную задачу. Обширный, но разношерстный набор современного западного оружия, может, и поможет ей вернуть часть территорий, но, пока конфликт не окончен, вся украинская инфраструктура находится под ударом российского дальнобойного оружия. И если Киев в конце концов ответит дальнобойными атаками по территории самой России, во-первых, распахнутся ворота за пределы обычных военных действий, а, во-вторых, станет возможной прямая военная конфронтация между Россией и НАТО. А это сулит уже тотальную войну со всемирными последствиями.
Таким образом, пока что Россия ведет ограниченные боевые действия на истощение, чтобы удержать завоеванные территории, одновременно стремясь к стратегической цели: свергнуть правительство Зеленского. Она добивается этого различными средствами изнутри, но не прибегая к грубому покушению. И чем дольше конфликт затягивается, тем актуальнее для западных лидеров становится принцип Клаузевица: "Политическая цель — изначальный мотив войны — определяет как военную цель, которую надо достичь, так и объем усилий, который для этого необходим, и их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга". Будет разорительным разочарованием, если Украина выиграет ряд ключевых сражений, но проиграет в итоге, потому что ее внутренний стратегический центр рухнет под натиском противника.